Автор восстановленной версии сочинения Баха сам дирижировал оркестром. Фото Лилии Ольховой
Премьера баховского шедевра в авторской версии композитора и дирижера Йорна Бойзена состоялась в концертном зале «Зарядье». Для историков музыки, баховедов и просвещенных меломанов это почти историческое событие. Известно, что Бах создал свои последние пассионы еще в 1731 году, но партитура оказалась утеряна. Зато полностью сохранился текст либретто поэта Пикандера, который позволял не только судить о композиторском замысле, но даже воссоздать музыку (с учетом того, что черновики также не сохранились).
Ученые выяснили, что некоторые хоры и арии «Страстей по Марку» по структуре текста совпадают с баховской «Траурной одой», написанной несколькими годами ранее, а также с «Кетенской траурной музыкой». Идеальные пропорции либретто давали возможность «подставить» другую музыку Баха или же сочинить свою, ориентируясь на стилистику той эпохи и смысл поэтических строф.
Неоднократные попытки реконструировать забытые пассионы начались еще в 60-е годы прошлого века в Европе. Многие авторы подходили к трудной задаче по-разному: кто-то создавал свои речитативы, кто-то заимствовал их из «Страстей по Марку» других композиторов, а кто-то и вовсе не нотировал текст, предписывая исполнителям его зачитывать. Долгое время эту музыку собирали по кусочкам, складывая недостающие детали одного пазла, и количество подобных реконструкций перевалило за десяток. Большой исследовательский труд требовал не только отличного знания особенностей такого жанра, как пассионы (Страсти), но и умения переносить или дописывать без каких-либо искажений. Словом, чтобы простые слушатели не догадались, что это придумал не Бах, а его коллега спустя 200 с лишним лет.
Немецкий композитор и дирижер Йорн Бойзен совершил по-настоящему интеллектуальную, серьезную и кропотливую работу над баховской партитурой. Перед тем как приступить, изучал руководства по композиции Шайбе и Марпурга тех лет и погружался в контекст эпохи, читая даже книгу кулинарных рецептов XVIII века. В результате композитор-энтузиаст написал речитативы в барочном стиле и недостающие арии к тем, что исполняются из вышеупомянутых произведений Баха. Мировая премьера его версии прошла в Нидерландах семь лет назад, а в России была представлена лишь однажды – в Новосибирске. Теперь, наконец, пришел черед столице, избалованной исполнением старинной музыки.
Какие именно вокальные номера принадлежали Баху, а какие Бойзену, определить на слух могли только скорее всего знатоки. Некоторые хоры вызывали ассоциации с хорами из ораторий Генделя – точнее, их приемы полифонического развития и сам характер звучания, типичный для светской музыки. Другие – «Страсти по Матфею», известные и широко исполняемые по сей день. Речитативы Евангелиста Бойзен превратил в драматические выразительные высказывания, в полной мере отвечающие словам либретто (текст Пикандера в русском переводе транслировался на экране). Причем не все из речитативов были выдержаны в баховской стилистике: то и дело слышались небольшие «вольности» – нетипичные хроматизмы, резкие уходы в другую тональность, диссонансы, но в целом это не противоречило структуре и образному строю пассионов.
В «Зарядье» сочинение Баха–Бойзена исполнили ведущие специалисты старинной музыки – оркестр Pratum Integrum и вокальный ансамбль Intrada. За дирижерским пультом находился сам автор реконструкции, который время от времени привлекал внимание своими танцевальными движениями и мимикой, напоминая одного известного дирижера (музыканты, кстати, весь вечер также стояли). Звучание хора и оркестра восхищало своей стройностью, сбалансированностью, легкостью, умением точно передать события великой библейской истории. Компанию музыкантам составили солисты – сопрано Диляра Идрисова, меццо-сопрано Полина Шамаева, тенор Беньямин Глаубиц (партия Евангелиста) и бас Юлиан Редлин (партия Иисуса и Петра). Из них наиболее органичным выглядел тенор, который не просто свободно чувствовал себя на сцене, но и без труда справлялся с вокальными придумками Бойзена (отдельные речитативы певец исполнял почти как оперные декламации). Возможно, Полине Шамаевой было некомфортно в барочной музыке или «виной» стала ее небольшая партия, но выступление солистки «Новой оперы» не оказалось столь запоминающимся. Юлиан Редлин представил свою партию уверенно, в благородно-суровом духе, и это неудивительно: в репертуаре артиста преимущественно мессы, мотеты, мадригалы эпохи Возрождения и барокко. Арии сопрано, изумительные по красоте, исполнила Диляра Идрисова, придавая голосу благородное, почти ангельское звучание, проникающее в самое сердце. n
комментарии(0)