0
14925
Газета Культура Печатная версия

24.03.2019 17:08:00

Хотите вызвать дух – отправьте смс

В Большом театре поставили оперы о триумфе искусственного интеллекта над человеком

Тэги: большой театр, премьера, опера, медиум, телефон, джанкарло менотти, александр молочников, искусственный интеллект

Полная On-line версия

большой театр, премьера, опера, медиум, телефон, джанкарло менотти, александр молочников, искусственный интеллект Герой оперы о власти новых технологий не случайно напоминает Стивена Хокинга. Фото Владимира Майорова/Большой театр

На Камерной сцене имени Покровского, с недавнего времени ставшей одной из сцен Большого театра, вышла премьера двух опер Джанкарло Менотти «Телефон» и «Медиум» в постановке Александра Молочникова. Оперный диптих американского композитора итальянского происхождения предстал перед российской публикой после долгого забвения – о первой постановке 1978 года в Казани сейчас мало кто вспомнит.

В середине XX века Менотти был весьма популярен и на фоне новой волны авангарда сочинял один за другим музыкально-театральные сочинения, звучавшие на радио, телевидении и даже на Бродвее. Несколько старомодный для того времени музыкальный язык опер, балетов, мюзиклов композитора «компенсировался» актуальными и современными сюжетами его же либретто. Так, опера «Медиум», возникшая у Менотти после посещения спиритического сеанса, поднимает тему возмездия псевдопредсказателям и шарлатанам: хозяйка медиума мадам Флора постоянно одурачивает клиентов, при помощи технических трюков вызывая дух умерших, но в какой-то момент начинает верить своему обману. А в «Телефоне» впервые в истории оперы шутливо-иронически обыгрывается увлечение новым средством связи – девушка Люси не обращает внимания на своего жениха Бена, постоянно разговаривая по телефону, отчего тот решает сделать ей предложение таким же образом.

Как никогда актуальные на сегодня истории воплотил Александр Молочников – актер и еще недавно самый молодой режиссер МХТ им. Чехова. Год назад он успешно заявил о себе в рамках проекта «Кантаты. lab», где выпускники театральных мастерских ставили малоизвестные музыкально-сценические произведения, однако его полноценный дебют в музыкальном театре состоялся именно с операми Менотти. При жизни композитора и «Медиум», и «Телефон» всегда шли вместе (вторая опера была сочинена скорее не по смыслу, а для того, чтобы элементарно заполнить вечер). В своем спектакле Молочников отказался от этой идеи и попытался объединить две оперы в одну, придумав единый сюжет и сквозных персонажей. Действие изначально проходит в медиуме мадам Флоры, а Люси и Бен – это ее дочь Моника и влюбленный в нее воспитанник Тоби. Выстраивание драматургического единства позволило режиссеру вскрыть и продемонстрировать утверждение, о котором Менотти намекал еще в 1946 году, – люди находятся в плену у технических изобретений, живое стремительно вытесняется искусственным, интеллектуально созданным, которое замахивается даже на то, чтобы бросить вызов самой смерти.

По словам режиссера, зрителей он приглашает к участию в групповом сеансе общения с потусторонним миром. Сценическое пространство (оно же – «Храм надежды», как гласят таблички у дверей) представляет собой нечто вроде исследовательской лаборатории или инновационного центра с полупрозрачными экранами и куполом с дисплеем, на котором время от времени всплывают объявления вроде злободневного предложения вызвать дух Майкла Джексона и задать ему вопросы. Сочетание творческого тандема сценографов-архитекторов Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой вместе с изобретательной световой партитурой Айвара Салихова погрузило сидящую напротив друг друга публику не то в атмосферу научно-фантастического фильма, не то в мир будущего, которое, казалось, уже наступило. Главный герой Тоби, внешне напоминающий Стивена Хокинга, – прикованный к коляске ученый, умело управляет системой центра-медиума при помощи планшета. Будучи немым, Тоби выражает свои мысли и чувства за счет бота по имени Бен и посредством которого пытается добиться внимания своей возлюбленной Люси (далее – Моника), отвлекающейся на общение по скайпу со зрителями из зала в режиме реального времени (текст либретто здесь подан в виде всплывающих диалогов из чата). Впрочем, Молочников завершает оперу «Телефон» (хотя ее уместнее было бы переименовать в «Планшет») счастливым финалом, а именно – свадьбой Люси, Тоби и… бота.

Опера «Медиум», начавшаяся без какого-либо антракта и пауз, в лучших традициях хоррора или артхаусного кино, держит в напряжении с первых тактов до последнего аккорда. В центре внимания – аферистка мадам Флора, полубезумная женщина средних лет в строгом костюме (художник – Мария Данилова), застрелившая сначала своих клиентов (чету Гобино и миссис Нолан), а затем и собственную дочь Монику, приняв ее за призрака. Программа, заложенная в центр-медиум, окончательно сводит ее с ума, а с уходом Тоби и вовсе отказывается ей подчиняться. Незаметная гибель Флоры на фоне системного сбоя супер-машин, посылающих ей сообщения на экран, словно говорит: увлечение и власть современных технологий может быть губительным, а искусственный интеллект способен вытеснить людей и стать новой формой жизни (как тут не вспомнить статью того же Хокинга?).

Возникает вопрос: а что же с музыкой Менотти в контексте убедительной режиссерской задумки? Партитура композитора не претендует на оригинальность и свежесть музыкального языка, являясь квинтэссенцией оперных стилей, форм, вокальных особенностей прошлых эпох. И если «Телефон» – типичная опера-буфф даже с соблюдением классицистского единства места, времени и действия, то «Медиум» – союз веризма, экспрессионизма и стилистики бродвейских мюзиклов.

Оркестр (или скорее ансамбль солистов) под управлением харизматичного дирижера Алексея Верещагина старался подчеркнуть элементы «потусторонности» (диссонансы, хроматизмы, секундовые интонации и т.д.), периодически растворяясь в электронно-шумовых призвуках и звуках видеозвонка в скайпе. Вокальный состав данной постановки достоин всяческих похвал. Пожалуй, труднее всего пришлось Азамату Цалити, сыгравшему роль бота, который, выполняя механистичные движения, прекрасно справлялся со своей полуэстрадной, опереточной партией в сценах любви с Люси/Моникой (Тамара Касумова). Супружеская пара Гобино и миссис Нолан (Роман Шевчук, Александра Наношкина и Екатерина Большакова) напоминали обманутых трагических героев оперы «Дон Жуан», в то время как образ мадам Флоры, блистательно воплощенный Ольгой Дейнека-Бостон, словно соединил в себе всех безумных героинь в истории оперы. Впрочем, наблюдая за работой перформера Аскара Нигамедзянова (Тоби) с сенсорной перчаткой на руке, становится ясно: будущее – за высокими технологиями. И за молодыми режиссерами, конечно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
574
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2182
Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
3146
Зачем Шольц звонил Путину

Зачем Шольц звонил Путину

Олег Никифоров

Канцлер ФРГ использует "российскую карту" в предвыборной кампании

0
3899

Другие новости