Европейское оперное сообщество признало Ильдара Абдразакова лучшим басом мира. Фото Антона Вельта
Второй международный фестиваль Ильдара Абдразакова открылся в Уфе в Башкирском государственном театре оперы и балета гала-концертом молодых российских и итальянских певцов.
Фестиваль певца на его родине - тема особая. В Уфе живут его мама Таскира Нагимзяновна и любимый педагог, 93-летняя Миляуша Галеевна Муртазина. Именем отца Амира Габдульманович Абдразакова была названа киностудия "Башкортостан". Ильдар решил привезти в Уфу не только свое искусство, но и немного боготворимой Италии, давшей ему школу и признание. По словам певца, в Ла Скала он спел 12 премьер, дал 3 сольных концерта и трижды открывал сезоны, включая и сезон этого года, когда исполнил заглавную партию в опере "Аттила" Верди под управлением Риккардо Шайи. Телевизионный конкурс "Вердиевские голоса" в Парме принес ему огромную известность в Италии, а в Академии Ла Скала Ильдар проводил мастер-класс. Вдумайтесь: русский бас дал мастер-класс в Италии! Шаляпину такое не снилось.
Впрочем, в Италии сегодня не удивишь русскими педагогами, передающими традиции бельканто. Так вот, на своем мастер-классе Ильдар заприметил сначала одно роскошное сопрано, а чуть позже, когда урок почти завершился, его попросили послушать еще одно очень хорошее меццо-сопрано, обещая, что он не пожалеет. Сопрано оказалась Мартина Грезия, а меццо-сопрано - Анна-Дорис Капителли, которых Ильдар Абдразаков и пригласил для выступлений в России. Об амбициях этого фестиваля, его экспансивности говорит то, что уже со второго года события его проходят не только в Уфе, а и в Москве, и в Казани, и даже в информационно незаезженном Альметьевске. Помня о национальном герое, борце за независимость Салавате Юлаеве, чей памятник гордо высится в Уфе, даже и не удивляешься, откуда у Ильдара такое стремление промчаться по стране свободным вихрем своей фестивальной компании.
На спонтанности и стремлении к простору и масштабу, сочетающихся со стабильностью вокальной школы, базируется и артистический феномен Ильдара. Однако самым главным на фестивале является, по словам его инициатора, "стремление помочь молодым певцам в их пути на оперный Олимп". Забавно было слышать на встречах певца с журналистами вопросы о том, не боится ли он конкуренции. Этот бас - вне конкуренции не только в пределах России. В мире певцов с такими вокальными возможностями - единицы, европейское оперное сообщество признало Ильдара Абдразакова лучшим басом мира. Когда начинаешь задумываться, а зачем и в самом деле ему нянчиться с молодыми, никому не известными певцами и певицами, понимаешь, что истоки - в многочисленных конкурсах, принесших ему успех. Только на фестивале уже нет конкурсной горячки - есть состояние меркурианской эйфории, вращения в кругу единомышленников.
Благодаря легкости и открытости Ильдара, на мастер-классе царила живая атмосфера интереса и вовлеченности. "Тройной конферанс" составили помимо него баритон Василий Ладюк и Кира Парфеевец (артистический координатор молодежной программы оперы Монте-Карло) за роялем. Невероятно увлекательно было наблюдать даже не столько за неоперившимися молодыми голосами (хотя и отобранными из почти полутысячи заявок), сколько за тем, как возгорается педагогическая страсть в каждом из троих, вовлекавших молодежь в свой звездный ансамбль. Ильдар был предельно деликатен, бережно ироничен, Василий - подчас брутально вспыльчив и нетерпим к плохой артикуляции итальянского языка. Кира оказалась самой заботливой по части смысла пропеваемых слов, фраз, предложений, проясняя каждый поворот взгляда, жеста, действия.
На гала-концерте заключительным номером стала многофигурная сцена из финала "Итальянки в Алжире". В отличие от первого фестиваля, где концерт открытия в Уфимской опере включал и академические, и неакадемические элементы, второй фестиваль настроил исключительно на классическую волну. Его программа удачно балансировала между популярной и не запетой оперной классикой. Так, вслед за увертюрой Абдразаков исполнил арию и кабалетту Оберто из одноименной оперы Верди, а уникальное башкирское лирико-колоратурное сопрано Диляра Идрисова представила абсолютную редкость - арию Маргариты из "Гугенотов" Мейербера и арию Аспазии из "Митридата" Моцарта. Харизма Фабио Мастранджело сыграла свою роль в том, что оркестр легко преодолел все сложности партитуры Мейербера, этого немецкого Россини.
Россини, Моцарт и Верди обрели в лице Ильдара идеального интерпретатора, наделяющего их героев не только полнокровными образами, но прежде всего - голосом редчайшей и тщательнейшей выделки и технических возможностей. В гала-концерте сопрано Валерия Лебедева, учащаяся Международной академии музыки Елены Образцовой, очень складно исполнила вальс Мюзетты. Потенциальное драматическое сопрано Оксана Секерина, которую пригласили к участию благодаря ее удачному выступлению на мастер-классе, взволновала слушателей сценой письма Татьяны из "Евгения Онегина" Чайковского. Лирический тенор Кирилл Белов со здоровым заразительным апломбом исполнил несколько теноровых хитов, среди которых песенка Герцога из "Риголетто" обрадовала наличием всех необходимых верхних нот. Любимец московской публики баритон Василий Ладюк радовал отменным итальянским в сцене смерти Родриго из "Дон Карлоса", и как граф ди Луна - в дуэте с Леонорой из "Трубадура", и как Фигаро - в его выходной арии из "Севильского цирюльника" Россини.
Певческие достоинства двух итальянок выдали себя с первых же звуков. Чувственный, плотный, мягкий и обволакивающий тембр 21-летней Мартины Грезии вкупе с ее пронзительным взглядом были весьма уместны в характеристике страдающих героинь Верди. Рядом с ее покорностью такой взрывоопасной смотрелась колоратурное меццо-сопрано Анна-Дорис Капителли с хабанерой из "Кармен" Бизе, с финальной арией Золушки из одноименной оперы Россини и особенно - в дуэте Изабеллы и Мустафы из "Итальянки в Алжире". Клокочущий гортанный, пунцовый, словно свежее вино тембр, помноженный на природный артистизм и сангвинический темперамент, превратили ее выступления в исполнительские шедевры. Ее с Ильдаром дуэт стал кульминацией концерта, в котором они оба показали идеальное партнерское, вокальное и драматическое существование на сцене, когда каждый по цепной реакции зажигается от другого, искрясь и перебрасывая искры в зрительный зал, рождая фантастическую драматургическую динамику - праздничный вихрь, способный привлечь слушателей в оперу.
Уфа–Санкт-Петербург
комментарии(0)