Художник Елена Немкова, композитор Дмитрий Курляндский (в центре) и поэт Димитрис Яламас на презентации оперы-инсталляции. Фото со страницы КЦ Вознесенского в Facebook
В Культурном центре (КЦ) Андрея Вознесенского – премьера оперы «Некийя» Дмитрия Курляндского – композитора, музыкального руководителя Электротеатра «Станиславский».
Жанр оперы, существующий более 400 лет, продолжает неустанно модифицироваться и подвергаться всяческим экспериментам со стороны современных авторов. Опера сегодня – не всегда пение, опора на либретто и вообще соблюдение каких-либо традиций и канонов. Постоянным обсуждениям и дискуссиям по поводу того, что сегодня подразумевает под собой опера (и подразумевает ли вообще), кажется, нет конца. Так совпало, что в день премьеры «Некийи» композиторы и музыковеды на встрече в Московской консерватории три часа пытались дать ответ на извечный вопрос.
Дмитрий Курляндский, выступавший в качестве спикера этой «Московской камераты», поддержал мысль о том, что оперу нужно каждый раз создавать заново, забыв про многовековой «груз» ответственности. Его музыкально-театральные сочинения нередко доказывают это: к примеру, пару лет назад в соавторстве с коллегами он написал оперу не для голоса, а для оркестра («Галилео»), теперь – оперу в формате инсталляции, где записанные голоса исполнителей реализуются в режиме нон-стоп.
По замыслу автора, каждый, кто попадает в зал трансляции, невольно становится не просто участником действия, а его главным лицом – Одиссеем, который слышит голоса мертвых в Аиде. Звучащий текст Димитриса Яламаса, неоднократно повторяемый и разбиваемый на отдельные фразы и слова, представляет собой поэтические монологи героинь древнегреческой мифологии – Алкесты, Иокасты, Кассандры и Эвридики (солистки хора Электротеатра – Екатерина Андреева, Мария Меньшенина, Татьяна Перевалова, Алина Горина). Это осколки речи девушек-теней, которые пытаются описать свое состояние перед смертью (упала я, разбилась на мелкие части / кровью пишу по стенам камеры своей), рождаются из музыки вздохов, полушепота, сдавленного дыхания, стонов, бормотаний, всхлипов – и тут же исчезают в небытие. Синхронное воспроизведение видеопроекции на шести экранах символизирует и танец теней, и нечто бессознательное, увиденное сквозь закрытые веки. Безусловно, усиливая ощущение ирреальности и странности происходящего.
Курляндский словно говорит, оперная традиция движется не подтверждением себя, а нарушением себя, – его четырехканальная композиция бросает вызов жанру drama per musica и операм на мифологический сюжет, а также показывает, как в 2019 году можно интерпретировать, переосмыслять, пересочинять оперу, не боясь замахнуться на «святое».
Трансляция «Некийи» составляет один час, но каждый может находиться в «Аиде» неограниченное количество времени, а то и вовсе его беспрепятственно покидать. На выходе из темной комнаты «Одиссея» ждет увлекательное путешествие в залах КЦ Вознесенского – новейшем современном пространстве, которое отражает жизнь и эпоху поэта посредством видеовизуального контента (мультимедиа, инсталляции, интерактивные арт-объекты) и вместе с тем располагает к музыкальным экспериментам. Услышать оперу-инсталляцию Дмитрия Курляндского можно до 12 мая в дни работы центра. А для тех, кто захочет пережить эту историю онлайн или самим выбрать последовательность монологов, «Некийя» будет доступна на сайте лейбла Fancy Music.
комментарии(0)