0
3764
Газета Культура Печатная версия

17.03.2019 16:53:00

Третьяковка открыла свою главную выставку года – ретроспективу к 175-летию Ильи Репина

Художник масс

Тэги: ретроспектива, илья репин, третьяковская галерея


ретроспектива, илья репин, третьяковская галерея Знаменитые «Бурлаки на Волге»... Фото Дарьи Курдюковой

Огромная ретроспектива – больше 170 картин и 130 рисунков из 21 российского, 7 зарубежных музеев и 7 частных собраний – раскинулась на трех этажах Новой Третьяковки. Предыдущая большая репинская выставка в ГТГ прошла в 1994 году. Показ продлится до 18 августа, но графика здесь до середины июня – долгое экспонирование ей противопоказано. В музее говорят, что теперешним посвящением Репину хотят пересмотреть отношение к художнику и избавиться от сложившихся в советское время шаблонов.

Про непредвзятый взгляд на художника нам говорили и на Айвазовском, так что иногда хочется спросить, планируется ли какая-нибудь выставка с предвзятым отношением. К счастью, Репин – не сравнимый с Айвазовским повод. Понятно, что у него по-прежнему будут страстные почитатели и хулители, но, несмотря на масштабную пиар-кампанию выставки и несмотря на то, что к ней – как и к творчеству Репина – возникают претензии, смотреть ее нужно. Поскольку это прежде всего упражнение на то, чтобы самим определиться с отношением к художнику, которого тут показывают неровным. Чего не скрывают: в каталоге сокуратор Татьяна Юденкова (выставку они готовили с Ниной Марковой, помощники кураторов – Софья Аксенова и Наталья Лысенкова) и пишет, что «временами он страдал от недостатка вкуса». Выставка, конечно, и упражнение на выносливость, учитывая изнурительный объем показа – такой был у ретроспективы Серова, и репинский ученик выдерживал масштаб лучше.

1001.jpg
Иов и его друзья. 1869. Государственный Русский музей. 
Фото Дарьи Курдюковой
1002.jpg
Торжественное заседание Государственного совета 
7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его 
учреждения. 1901-1903. Государственный Русский музей 
Фото Дарьи Курдюковой

1003.JPG
Фото Дарьи Курдюковой
1005.JPG
Фото Дарьи Курдюковой

Учитель намного пережил Серова – Репин застал многие поворотные точки и исторические вехи, от отмены крепостного права до Первой мировой войны, революции и установления советской власти. В исторической ретроспекции можно предположить, что и это тоже сделало его больше художником-общественником, в чьем творчестве массовые сцены как рефлексия об истории, о поведении толпы и т.д. важнее многочисленных портретов. Собственно, пожалуй, как раз обилие портретной живописи вызывает сразу после просмотра некоторое раздражение. Наряду с удачами – как ставшие хрестоматийными портреты Мусоргского (создан за несколько дней до смерти композитора), Третьякова, Гаршина, Андреева, Чуковского, некоторые детские образы – есть и балласт вещей проходных, которые передачей внешних черт как будто бы ограничиваются. Тут, конечно, вздыхаешь по Серову, умевшему живописно и психологически «препарировать» моделей.

Репин, кажется, разом был в образе витии и grand peintre, и его художественная темпераментность была основанием его удач и промахов. Порой его вещи кажутся «пересушенными», несколько «замученными» (известно, что он долго думал над композицией и любил править работы), и там, где он от роли grand peintre отступал, там, где появлялась легкость, даже порой эскизность, они «звучат» легче. Это главным образом касается портретов.

Но острее он все-таки как художник, режиссирующий мизансцены и наблюдающий за коллективным сознанием. Острее, несмотря на то, что и здесь он неровный. Недалеко друг от друга оказались его программные, сложные «Бурлаки...» (разработка важной в истории живописи диагональной композиции, заставляющая вспомнить аллегорию с брейгелевскими «Слепыми», хотя диагональ оказалась и «перевернутой») – и вдруг «Садко», сказочка с чисто внешними эффектами салонной живописи и какой-то афишной эстетики. Важная Репину тема народа, соприкасающаяся, естественно, с темой толпы, отыгрывалась им и переосмыслялась на разные лады. Репин и «крутит» композиционную диагональ шествия, и меняет отношение к героям в «Крестном ходе в Курской губернии», начатом позже, но оконченном намного раньше «долгостроя» – 

«Крестного хода в дубовом лесу» (1877–1924). Во втором случае и пестротой красок, и гротескной физиономией «предводителя» все обращено почти в карнавал. А мрачная, подавленная энергия «Бурлаков...» превратится в угрожающую силу в варианте композиции 1917-го – «Быдло империализма» (ее нет на выставке, но она воспроизведена в каталоге).

 

1004.jpg
Садко. 1876. Государственный
Русский музей. 
Фото Дарьи Курдюковой
Толпа для Репина связана со стихийной энергией, и у него, в отличие от многих и несмотря на появляющиеся промахи и странности, почти не бывает массовки – все герои ведут свою партию. Это может быть стихия смеха, громкого, грубого, так сказать «полноводного», в «Запорожцах», это может быть аффектация толпы в картине «17 октября 1905 года», вещи странной и пугающей, сопрягающей почти импрессионистичное письмо с витийствованием автора, вещи, где молодые лица сделались гримасами с дикими глазами. И это может быть отвращение к тупой ухмылке в «Большевиках», отнимающих у ребенка хлеб, где репинская пастозная живопись и свободные мазки усугубляют эффект гротеска, звериного ужаса от звериной же силы, хотя с живописной точки зрения эта сатира оказывается почти на грани фола. Аффект в утрированно написанных глазах – вообще один из репинских мотивов что в «Царевне Софье...» (сильная трансформация эскиза с изображением матери Валентина Серова), что в «Не ждали», что в картине «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных», что в «Самосожжении» Гоголя», эдакой композиционной вариации «Ивана Грозного...».

Порой этот прием доходит до выспренности, что, возможно, было обратной стороной репинских, с одной стороны, темпераментности, страстности, а с другой – его приверженности подолгу разрабатывать сходные мотивы и править их, отчего испарялась непосредственность эмоции. 

Другой стороной его восприимчивости был интерес к разным художественным традициям. Передвижник Репин был поклонником Рембрандта, это видно и по живописи (хотя, увы, не в пользу Репина), и по тому, что, как и Рембрандт, Репин на свой манер развивал тему группового портрета, сопряженного то с историческим, то с бытовым жанром. Но его светотеневые контрасты в «Сходке», кажется, отзываются и на караваджистские сценки с карточными играми и музыкальными сеансами (отчего эффект получается несколько комичным). Глядя на него, порой можно вспомнить размашистые мазки Халса, а порой – поверхностную салонную живопись современников. 

Впрочем, среди современников он смотрел и на своего ученика Серова, и на импрессионистов, а кое-где репинские вещи, пожалуй, даже впечатляюще замирают в переходной точке между символизмом и экспрессионизмом. Вместе с тем репинское «Торжественное заседание Государственного совета...» позже печально отзовется, слишком многое по дороге потеряв, в соцреалистических картинах съездов. Но вместе с тем же, например, его портрет художника Василия Сварога, кажется, отчасти предвосхищает стилистику шестидесятников уже XX века, скажем, представителей сурового стиля.

Выстроенная в целом хронологически, но с тематически озаглавленными разделами, ретроспектива начинается белым прямоугольником (вместо «Ивана Грозного...»), а первая ее часть завершается как раз «Торжественным заседанием...», помещенным в подобие импровизированного зала для подобных мероприятий. Исторически Репин находился на перекрестке многих дорог, его творчество было противоречивым, но о нем интересно и думать, и спорить. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

Руководство упразднило один из самых энергичных отделов

0
1343
Пионеры и пенсионеры

Пионеры и пенсионеры

Дарья Курдюкова

"Передвижники" в новом здании Третьяковки гонятся больше чем за двумя зайцами

0
7003
 ВЫСТАВКА "Магия акварели. Из фондов графики XVIII – начала XX века"

ВЫСТАВКА "Магия акварели. Из фондов графики XVIII – начала XX века"

0
6107
Современность развернули в прошлый век

Современность развернули в прошлый век

Дарья Курдюкова

В Третьяковской галерее упраздняют один из самых энергичных отделов, который специализировался на современном искусстве

0
5119

Другие новости