Ее меццо – холодноватое и весьма высокое. Фото Лилии Ольховской/МКЗ «Зарядье»
Первый сезон нового зала богат знаменательными вокальными рециталами. Джойс Дидонато и Барбара Фриттоли, Рамон Варгас и Магдалена Кожена выступили здесь совсем недавно, обновив еще ненамоленное меломанами пространство. Афиша составлена так, что практически каждый вечер здесь культурное событие, сопричастным которому очень хочется быть. И среди них певческие программы занимают очень важное место: выступают как мастера, так и дебютанты на российской сцене (из последнего – молодой польский контратенор Якуб Юзеф Орлинский), и свои, и иностранцы. И программы тоже очень разные – и популярные, и раритетные, и смешанные, сочетающие просветительский эксклюзив с релаксантами для слуха и разума.
Меццо из Латвии с заметной международной карьерой Элина Гаранча поет в Москве уже не впервой. В российской столице ее не однажды слышали и, конечно, отлично знают по трансляциям из зарубежных театров. Последнее ее появление у нас «живьем» – осенью 2015 года в Кремлевском дворце съездов, когда Гаранча спела дуэтом с Дмитрием Хворостовским в его цикле «Хворостовский и друзья». Однако при всей значимости того концерта (он был первым большим появлением Хворостовского в Москве после того, как стало известно о его смертельном недуге) все же он носил гламурный оттенок, а акустическая несостоятельность зала не давала оценить все плюсы и минусы исполнителей объективно.
42-летняя Гаранча родилась и выросла еще в СССР, естественно, превосходно говорит по-русски (что и продемонстрировала на концерте, непринужденно побеседовав со зрителями), и хотя вся ее карьера развивалась на Западе, а у нас она впервые показалась уже в статусе мировой звезды, чужой ее здесь никогда не считали. В пользу этого говорила и реакция зала на концерте, еще с первого выхода вокалистки, но особенно, конечно, в финале – и это был не просто восторженный прием, но восхищение успехами, мастерством и обаянием любимой артистки, которую воспринимают как свою.
Ее голос, безусловно, красив и свеж, ярок и выразителен, особенно впечатляют средний и верхний регистры, последний звучит не просто уверенно, но победно, жизнеутверждающе, а вот нижний – гораздо скромнее, словно засурдинен, и в целом «слишком европейское» ее меццо значительно ближе к драматическому сопрано, чем к полноценному альту. В богатстве обертонами и в яркой эмоциональности, страстности исполнения слышится что-то образцовское, хотя без пережима и вульгарности, при этом Гаранча – мастер фразировки, верных акцентов, широкого легато и разнообразия нюансировки. Дочь певицы Аниты Гаранчи, солистки знаменитого хора «Аве Соль», Элина, кажется, знает о технологии вокала все – и он у нее безупречен.
Гаранча строго разделила программу надвое: в первом отделении – опера, во втором – песенно-популярное с разной степенью узнаваемости. В оперном акте были сюрпризы: чуть не целиком партия Эболи (обе большие арии героини – изящно-витиеватая песня о фате и брутальная «O don fatale») и «ходка» на сопрановую территорию, причем туда, куда меццо практически не отваживаются забредать, – выходная ария Адриенны Лекуврёр из оперы Чилеа. Для холодноватого и весьма высокого меццо Гаранчи такой экстрим оказывается несложным испытанием: исполнение отличалось легкостью и естественностью вокализации, а альтовый отлив придал ее героине характера.
Второе – также не обошлось без сюрпризов. Это и малоизвестные у нас песни Грига, Гастальдона, Мато и Гарделя (некоторые – в аранжировке ее супруга, именитого дирижера Карела Марка Чичона), но главный «выход с цыганочкой» – это мужские арии. Нет, не травестийные роли, которые по традиции поют меццо, а именно теноровые: романс Леандра из сарсуэлы «Портовая трактирщица» Соросабаля и хитовая «Гранада» Лары. Такие фокусы у нас, кажется, позволяли себе раньше только Елена Образцова и Любовь Казарновская – и всегда чуть брезжил в таких экспериментах мотив хорошего вкуса и границ допустимого. На удивление с Гаранчей такого не происходит: ее дисциплинированный голос здесь вдруг обретает невероятную твердость и начинает полыхать огнем страсти – звучит убедительно. Но и без цыганочки не обошлось в прямом смысле слова – смело скинув туфли, Гаранча спела на бис Хабанеру, показав Кармен невероятного достоинства и царственного магнетизма.
комментарии(0)