Фото со страницы The Art Newspaper Russia в Facebook
В пяти номинациях – «Реставрация года», «Книга года», «Музей года», «Выставка года» и «Личный вклад» – победителям по традиции вручили статуэтки работы Сергея Шеховцова в виде Биг-Бена и Спасской башни Московского Кремля, расположенных наподобие часовых стрелок. Герои и антураж церемонии награждения, ставили которую Алексей Агранович, Кирилл Преображенский и Анна Наумова, переносили публику из коммуналки то во дворец Ораниенбаум, то внутрь картин Караваджо, обыгрывая связанные с победителями образы.
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова шутила, что церемония становится все более, как сказала бы ее бабушка, шикарной; что сама она в душе человек скромный и что ей это тяжело. Добавив, что если зрителям не понравятся лауреаты, то, может быть, понравится как раз церемония. На что режиссер Алексей Агранович откликнулся ответным «реверансом», что если не церемония, то, возможно, понравятся победители. Напомним, эта премия – от лонг-листа до лауреатов – выбор сотрудников редакции The Art Newspaper Russia. Поэтому, даже если кто-то не согласен с итогами практически по всем пунктам, довольно бессмысленно их осуждать – это, повторимся, выбор экспертов редакции, результат редакционной политики, и редакция тут в своем праве. С обоснованием мнения экспертов можно ознакомиться в мартовском номере газеты или на сайте издания. К тому же эта премия, особенно после того, как беззвучно сошла на нет Премия Кандинского, осталась за главную в Москве частную премию в области изобразительного искусства. И хотя у них разный фокус, но сейчас этому самому искусству важна любая поддержка.
Награда за «Реставрацию года» – «за многолетний целенаправленный труд по восстановлению уникального дворцово-паркового ансамбля» – ушла в Ораниенбаум, оставив в стороне, с одной стороны, обнаружение, изучение и реставрацию «Иоанна Крестителя» Донателло (!) и бюст Франческо дело Неро работы Джулио Маццони в Пушкинском музее, а с другой, татлинского «Летатлина», перешедшего на временное хранение из Музея Военно-воздушных сил в Третьяковку.
«Книгой года», в обход «титанического труда» (слова из формулировки номинации) Ольги Тилкес «Истории страны Рембрандта» и «Тоталитарного искусства Италии» Анны Вяземцевой (исследования, создавшего «академическую основу для изучения этого периода искусства» – это тоже из обоснования номинации), стал «Просто Рим. Образы Италии XXI» Аркадия Ипполитова. Издание, как известно, вызвавшее жаркие и даже ожесточенные споры, награждено «За верность Италии и любовь к ней, за глубину и независимость суждений об искусстве, за понимание Рима как чуда». На сайте газеты в обосновании выбора лауреата вы прочтете, что «все претензии к римскому опусу Аркадия Ипполитова полностью игнорируют тот факт, что «Просто Рим» — не путеводитель и не исследование римского барокко, а скорее художественное произведение».
В категории «Музей года» из соревнования между Государственным музеем современного искусства в городе Салоники, где минувшим летом открылась выставка «Коллекция Костаки. Рестарт», между Музеями Московского Кремля и Музеем истории Витебского народного художественного училища победителем вышел первый – «за продвижение наследия русского авангарда на международной художественной сцене». В результате административной реформы и того, что был найден спонсор, показу знаменитой коллекции авангарда Костаки придали новый импульс и часть ее представили в виде эдакой репетиции постоянной экспозиции. В Салониках же появится «крупнейший за пределами России центр по изучению русского авангарда». Правда, летнее открытие сопровождалось новостями о том, что Музей-заповедник «Ростовский Кремль», где, в частности, обнаружилась подделка работы Любови Поповой (подлинник – в Салониках), просил греческий музей о совместном исследовании их работы. Известно, что летом ответа не последовало. О том, начался ли диалог между музеями потом, мне новостей не встречалось.
В номинации «Личный вклад» наградили основателя и гендиректора Музея AZ Наталию Опалеву. В прошлом году институция отметила трехлетие и сделала первую международную выставку «Новый полет на Солярис» (сначала его увидели во Флоренции, затем в городе Монца).
Наконец, «Выставкой года» названа ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», переезжавшая из галереи Тейт в Лондоне в Эрмитаж, а затем в Третьяковскую галерею, несколько отличавшаяся по составу работ в разных городах и отмечавшая 85-летие классика-концептуалиста. Который, к слову, передал свою мастерскую на Сретенском бульваре Третьяковке – музей там планируют открыть в будущем году. По словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, их музей вложил в этот проект, «наверное, больше», чем в какой-либо другой за последние годы. Соперниками этой ретроспективы были междисплинарная «Генеральная репетиция. Представление в трех актах. Работы из коллекции V-A-C, ММОМА, Kadist», прошедшая в Московском музее современного искусства (ММОМА), и еще одна выставка Третьяковки «Русский путь. От Дионисия до Малевича», показанная в Музеях Ватикана. Жаль, что даже в лонг-листе не оказалось ретроспективы Михаила Ларионова, тоже прошедшей в Третьяковской галерее, – не гастролирующего, а уникального проекта, к тому же ставшего итогом исследовательской работы.
Что еще? На сцене перемещалась из эпохи в эпоху молодая семья с дочкой, на раскладушке лежал Гоголь, который запел потом контратенором, картины Караваджо оживали в исполнении артистов итальянского Ludovica Rambelli Teatro, на стены плотно-плотно «вешали» (проецировали) работы художников русского авангарда, а с краю примостился лозунг «Вперед к коммунизму», на этих же стенах появлялись кадры из феллиниевских «Сладкой жизни» и «8 1/2», из «Великой красоты» Соррентино... В самом начале вечера издатель международной сети The Art Newspaper Russia Инна Баженова говорила о том, что мы, имеющие возможность путешествовать и бывать в любых музеях, живем в «прекрасное время». Когда награду получала Наталия Опалева, она говорила, что искусство сближает людей во времена, «когда мир, кажется, сошел с ума от политики».
комментарии(0)