0
3164
Газета Культура Печатная версия

19.02.2019 18:54:00

Ставка на вау-эффект

В Сочи продолжается XII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета

Тэги: сочи, международный фестиваль искусств, юрий башмет


сочи, международный фестиваль искусств, юрий башмет Певица и пианистка, лауреат премии Grammy Дайана Шур спела бессмертные хиты. Фото Алексея Молчановского/РКА

Сочинцам выпадает возможность услышать зарубежных музыкантов, о которых у нас практически не знают. Концепция диалога стран посредством музыки, выбранная в качестве одной из основ Зимнего фестиваля искусств, пусть и банальна, но на фоне сегодняшней ситуации в мире весьма актуальна. Даже бегло просмотрев программу многих концертов, можно обнаружить перевес в сторону интернационального состава участников из Европы, Азии и Америки. Впрочем, это логично, учитывая идею международности и само место его проведения – Сочи, который активно служит платформой для политических переговоров лидеров разных стран.

Два концерта, состоявшиеся в Зимнем театре, стали характерным примером фестивального месседжа. Первый из них был посвящен джазовой пианистке, певице, лауреату премии Grammy Дайане Шур, которая вместе со своим мини-бэндом устроила вечер хитов. Мисс Шур – артистка, чья манера владения сценой, вокальными фишками напоминает Эллу Фитцджеральд и Стиви Уандера, с которым она успела выступить. Будучи также незрячей, Шур словно призывает не замечать этого недуга: беседует с залом в непринужденной американской манере, импровизирует, подшучивает над музыкантами и, конечно же, поет. Программа концерта состояла преимущественно из каверов, мастерски облаченных в джазовые гармонии и фактуру – как менее узнаваемые, так и всем известные хиты типа «You make me Feel» Ареты Франклин или «Let it Be» группы Beatles (здесь зал активно подпевал). Но настоящую любовь публики обаятельная американская дива завоевала, спев «Подмосковные вечера», добавив в припеве текст про «Sochi nights».

«Россия и карта мира. Классика и этника» – так назывался второй концерт, в котором маэстро Юрий Башмет собрал вокруг себя и своего оркестра музыкантов из разных стран. Как обычно, без видеографики и дыма не обошлось, но в данном случае полумрак и синеватый круг на экране (очевидно, символизирующий планету Земля) были уместны. Ведущий Артем Варгафтик в своем неподражаемом стиле весь вечер представал в роли гида, рассказывая об особенностях национальных инструментов в контексте того или иного сочинения. Выход музыкантов под негласным девизом «Чем эффектнее, тем лучше» (почти все были в национальных костюмах) напоминал фрагмент открытия Олимпиады, а демонстрация тембров и возможностей инструментов – открытый урок по музыкальной литературе. Играли преимущественно музыку своей страны, но тем не менее в программе чудесным образом оказались два патриарха современной музыки – София Губайдулина (Три пьесы для домры и фортепиано) и китаец Тан Дун (Концерт для пипы с оркестром). Звучали и знаменитые шедевры в аранжировке – например, Фантазия на тему «Соловей» Алябьева–Вьетана для домры и струнных или «Аве Мария» Шуберта в переложении для кыргызского инструмента жыгач ооз комуз. Музыканты и «Солисты Москвы» под управлением Башмета постепенно открывали все уголки музыкальной карты мира, а зал гудел от восторга.

Ставка на вау-эффект в этом концерте сработала сразу же при появлении на сцене Росса Миллера с волынкой и в килте, который исполнил две шотландские мелодии. Уругваец Гектор Улисс Пассарелла показал, что бандеон в музыке а-ля Пьяццола ничуть не хуже, чем аккордеон, а легендарная «Кумпарсита», прозвучавшая следом, заставила ностальгировать многих сидящих в зале. Запомнился и уже упомянутый кыргызский инструмент: миниатюрная Айпери Эмилова в национальном платье сменила его на чопо-чоор, почти ничем не отличимый на слух от варгана. А вот от Мохамеда Абозекри из Египта хотелось бы больше импровизации и творческой свободы, учитывая специфику игры на его инструменте под названием «уд» (как пошутил Артем Варгафтик, «уд – это не оценка «удовлетворительно»).

В финале-апофеозе этого музыкального путешествия все исполнители со своими музыкальными спутниками в руках, а также Юрий Башмет с альтом объединились в пьесе Кузьмы Бодрова «На крыльях ветра облетая весь мир...». Жизнеутверждающий мажор, бодрый темп и движение в духе минимализма воспринимались как озвучка какого-нибудь видеоролика ООН. Жаль, что на экране с вертящимся кругом-Землей не хватало еще фраз наподобие «Not war, make peace» или «Сохраним нашу планету».  

Сочи


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как на самом обстоят дела с вывозом мусора в Сочи

Как на самом обстоят дела с вывозом мусора в Сочи

Роман Каширин

Проблему драматизируют ресурсы, которым выгодна социальная нестабильность в России

0
4405
Предгорье как ощущение предрая

Предгорье как ощущение предрая

Вера Цветкова

Про "КиноБраво", международный фестиваль зрительского кино в Красной Поляне, и не только

0
6396
Сотрудники «Роснефти» ставят рекорды на олимпийских стадионах

Сотрудники «Роснефти» ставят рекорды на олимпийских стадионах

Татьяна Астафьева

В Сочи состоялся финал ХIX летних спортивных игр крупнейшей нефтяной компании РФ

0
9377
Москва изучает новую театральную географию

Москва изучает новую театральную географию

Елизавета Авдошина

До 4 августа на ВДНХ проходит Международный фестиваль искусств "Вдохновение"

0
6658

Другие новости