0
2581
Газета Культура Интернет-версия

17.02.2019 11:51:00

Классики и романтики для простых меломанов в городе-курорте

В Сочи продолжается XII Зимний Международный фестиваль искусств, собравший единомышленников Юрия Башмета

Тэги: фестиваль, сочи, башмет, фестиваль искусств, концерты, спектакли


фестиваль, сочи, башмет, фестиваль искусств, концерты, спектакли Фото со страницы WIAFS в Facebook

До 24 февраля город-курорт на берегу Черного моря – центр притяжения ведущих российских и зарубежных деятелей искусства. В свой нынешний визит в Сочи Владимир Путин выбрал для посещения не Зимний театр – главную площадку десятидневного марафона, – а образовательный центр «Сириус», однако высказался о главном «детище» Юрия Башмета, как об «успешном проекте гуманитарного сотрудничества, который является подлинным украшением культурной жизни Сочи и всей страны». На фестивале искусств в этом году запланированы мировые премьеры и ряд концертов от барокко до джаза, балетный вечер, драматические спектакли. Особое внимание уделено молодым музыкантам, для которых свои двери распахнет Международная музыкальная академия фестиваля, включающая в себя вокальный, инструментальный, оркестровый и другие департаменты с участием известных артистов и педагогов. В один из дней фестиваля состоится конкурс молодых композиторов памяти Шнитке и Рихтера, а для всех начинающих (и не только) критиков будет действовать Школа молодых журналистов. Публику ждут и необычные форматы концертов, как, например, состязания поэтов на Турнире или готовящаяся и широко обсуждаемая премьера сочинения, написанного нейросетью Яндекса (его сыграет сам маэстро). Вместе с тем, организаторы фестиваля приготовили и мероприятия для детей, и различные выставки – словом, всего не перечислишь. В этом году Зимний фестиваль впервые принимает в гостях другой фестиваль – современного искусства «Территория». В течение нескольких дней на разных площадках города можно увидеть театральные работы в различных жанрах: например, многие сочинцы впустят к себе домой зрителей квеста «В гостях. Европа» компании Rimini Protokoll или станут участниками необычной вечеринки проекта «Диалог Данс».

Торжественное открытие фестиваля растянулось на два дня, включив в себя показ двух спектаклей и концертов. Константин Хабенский, Юрий Башмет и «Солисты Москвы» в третий раз подряд представили свое прочтение сказки Экзюпери «Маленький принц» в спектакле «Не покидай свою планету». Публика, завороженная игрой народного артиста, фантасмагоричным видеорядом и музыкальным фоном из варьированных цитат 1 и 5 симфоний Малера и «Грез» Шумана в партитуре композитора Кузьмы Бодрова, вновь с восторгом приняла это действо на сцене Зимнего театра. Документальный спектакль «До и после», привезенный командой «Территории», дал отличный старт союзу двух фестивалей, позволив также вспомнить одну из последних работ режиссера Дмитрия Брусникина. В помпезном пространстве Морского вокзала, больше напоминающего дворец, молодые актеры его Мастерской по Школе-студии МХТ перевоплотились в людей, связавших свою жизнь с театром: в тех, кто еще жив или кого уже нет на свете, и в финале вышли на сцену с портретами своих героев. По ходу действия «брусникинцы» приглашали группы зрителей в мини-домики из фанеры, в которых эмоционально рассказывали реальные истории, вызывающие то улыбку, то слезы – к примеру, о том как актриса Татьяна Кольцова-Гилинова в «лихие 90-е» оставила сцену и работала почтальоном, чтобы выжить, или как директор Большого зала консерватории Владимир Захаров приглашал выступать знаменитых артистов. Публика охотно подхватила условия этой «бродилки», перемещаясь по слабо освещенному пространству (художник – Ксения Перетрухина), некоторые даже включались в диалог с «хозяином квартиры», не отказываясь от чая с пирогом, но порой возникало столпотворение и некая суматоха: в спектакле все же не хватало перформера-экскурсовода, который бы дал возможность каждому почувствовать и пережить этот диалог поколений, понять тот или иной выбор актера, костюмера или художника (подробнее о постановке см. в «НГ» от 31.01.17).

Концертная программа открытия в Зимнем театре также прошла в два этапа. Гала-концерт Всероссийского юношеского симфонического оркестра, не так давно созданного маэстро Башметом, еще раз доказал, что поиск молодых талантов и поддержка в виде Президентских Грантов – то, что приносит значительный результат. Молодые оркестранты и солисты с разных уголков нашей страны, один ярче другого, демонстрировали все, чему они научились не только в школах и училищах, но и в работе с маэстро, замахнувшись на непростые для их возраста сочинения типа увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского или 5 симфонии Шостаковича. Наблюдать за стараниями детей было приятно и разбирать степень сыгранности и вообще понимания этой музыки не всегда хотелось.

t.jpg
Фото Глеба Кузнецова предоставлено организаторами
фестиваля "Территория"
Чего нельзя сказать о втором гала-концерте, поэтично названным как «Диалоги сквозь время и пространство» – хотя его уместнее было бы обозначить как «вечер маэстро Башмета и его друзей», ибо компанию «Солистам Москвы» составили зарубежные музыканты – преподаватели Международной академии фестиваля, приезжающие в Сочи уже не первый год. Впрочем, концепция диалогов себя не оправдала: три мировые премьеры ныне живущих композиторов и классико-романтический винегрет вопреки утверждению фестивального буклета не показали «тяготение» современных авторов к неоклассицизму (почему-то данного в скобках) и «романтической исповедальности». Пьеса Валерия Воронова «Свет благодатный», скорее, отсылала к эстетике Арво Пярта, к той же холодности и суровости звучания, диатонике, неспешному течению времени – впрочем, публику мало интересовали эти параллели, поскольку камеры их смартфонов были направлены на девочку-солистку, играющую на тромбоне.

Другое сочинение, также созданное специально для фестиваля, ни неоклассицизм, ни романтизм опять не явили. «Песнь V» на стихи Сологуба бельгийского композитора Патрика де Клерка напоминало признание в любви к России: вокалистка Лора Бинон на манер русской протяжной пела по-русски (впрочем, на русский это не было похоже), партитура оказалась пронизана таким бессменным музыкальным символом как имитация колоколов, а в конце концов, выяснилось, что сам бельгиец неплохо говорит по-русски. Пожалуй, самой удачной премьерой из всех трех можно назвать опус «Снежный путь» Йин Вана. Чередованием quasi-сонорных фрагментов с восточными характерными мелодиями, конечно, уже не удивить, но, по крайней мере, партитура гостя из Китая была драматургически выстроенной, имела форму и развитие, а также явно демонстрировала связь с классико-романтической традицией – признаки концертного жанра (соло на альте старинного мастера Тесторе исполнил Юрий Башмет).

Произведения давно покинувших мир классиков и романтиков простым меломанам в городе-курорте воспринимать непросто, поэтому для быстрого и увлекательного погружения в мир идеальных образов и высоких чувств необходима эффектная картинка – возможно, так рассуждал режиссер Виктор Крамер (тот самый, создавший спектакль с Хабенским), заявленный здесь как сценограф и постановщик. Поэтому и Моцарт, и Гуммель, и Венявский, и Вебер прозвучали на фоне абстрактной видеопроекции, которая отчетливо напомнила движущуюся заставку на рабочем столе какого-нибудь пользователя Windows. А для того, чтобы лучше ощутить «мятежную страстность» увертюры Гайдна к опере «Необитаемый остров» и вовсе напустили дыму (хотя, по логике, нужна была морская вода).

Театральности к происходящему добавили солисты: например, валорнист Хосе Винсент Кастелло, вероятно, играюче «киксовал» в Концертино ми минор Вебера, или трубач Фрэнк Габриель Кампос, чем-то похожий на Ричарда Гира, дал понять, что Концерт Гуммеля может легко и непринужденно звучать в манере Луи Армстронга. Впрочем, непринужденную атмосферу вечера создал маэстро Башмет – его шутливые подводки к каждому номеру впечатлили многих. А фраза «Потерпите – посмотрим, что будет дальше», сказанная перед началом антракта, наверняка относилась и к следующим мероприятиям Зимнего фестиваля искусств.

Сочи


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Голос флейты" выражает время

"Голос флейты" выражает время

Марина Гайкович

Одноименный фестиваль прошел в Нижнем Новгороде

0
2594
Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Вера Цветкова

В столице РФ начинается  международный фестиваль короткого метра Short Film Days

0
7847
От "Невесомости" к "Перезагрузке"

От "Невесомости" к "Перезагрузке"

Георгий Соловьев

В рамках проекта "Зима в Подмосковье" проходят крупные художественные выставки и фестивали

0
9713
Самый большой каток Москвы открыли "Зимними узорами"

Самый большой каток Москвы открыли "Зимними узорами"

Ольга Софрина

Сезон на ВДНХ приурочили к 85-летию главной выставки страны

0
10040

Другие новости