0
4744
Газета Культура Печатная версия

29.01.2019 17:52:00

Это вам не классика

Звезда мирового балета Наталья Осипова выступила в Москве с новым партнером – по сцене и жизни

Тэги: современная хореография, балет, наталья осипова


18-8-3.jpg
Балерина словно создана природой для
современного танца. Фото РИА Новости
Два отделения на вечере современной хореографии в Московском международном доме музыки: дуэт, два соло, трио и одноактный балет. Три мировые премьеры. Осиповой удается отдохнуть лишь однажды – несколько минут во время коротенького соло хореографа и исполнителя Робби Мура In Pulse. Все вместе называется «Легкое дыхание» (The Light Breath).

Наталья Осипова – единственная российская танцовщица, равная сама себе в классике и в contemporary. Фактурно, кажется, созданная природой для современного танца, она окончила Московскую академию хореографии и состоялась как блистательная и одна из самых востребованных сегодня в мире классических балерин. В ее репертуаре – ведущие партии в балетах наследия. О современном танце она мечтала с детства, но ему у нас тогда не учили. Будучи в разные годы примой Большого, Михайловского театров, American Ballet Theatre, в настоящем – прима-балерина лондонского Королевского балета, в расцвете лет, сил, работоспособности и таланта не считает для себя зазорным так же серьезно и профессионально заниматься современным танцем. Не оттого, что, глядя с классического высока, предполагает в нем тихую заводь ко времени балетной пенсии. Не как снизошедшая до эксперимента примадонна, так и не давшая себе труда научиться хотя бы сгибать узнаваемо выкованную у балетного станка спину (эта спина предательски выдает многих коллег Осиповой, до сих пор надменно уверенных в примате классики над contemporary). А для того, чтобы из ученицы вновь стать профи, открыв совершенно новый мир с необъятными возможностями и став в этом мире особой, уникальной краской.

Наталья Осипова не просто органична в миниатюрах мастеров contemporary: американца Джейсона Киттельбергера (I’m Fine, дуэт Осиповой и Киттельбергера на музыку Нильса Фрама и Анне Мюллер), австралийки, ученицы Пины Бауш, Мюриэль Танкар (соло на знаменитую песню Жака Бреля «Ne me quitte pas») и гуру современного танца Сиди Ларби Шеркауи – трио Qutb, где партнерами бенефициантки выступают Джейсон Киттельбергер и Робби Мур под музыку Феликса Бакстона, Фаретти Яркин, Sufi Vocal Masters. Она определяет интонацию, степень эмоционального накала, глубину переживания. Киттельбергер и Танкар рассказывают истории. О любви. О внутреннем разладе и разладе с миром, с которым трудно сегодня быть в ладу. В каждом из номеров свои взаимоотношения, их можно трактовать по-разному. Важно, что они есть. Есть драма, пережитая едва ли не по законам Станиславского, сыгранная в технических и стилистических правилах contemporary dance.

Qutb Сиди Ларби Шеркауи, по словам самого постановщика, «исследует неизведанную и опасную территорию». Многозначность перевода названия балета с арабского языка отражает множественность смыслов. Qutb – это и ось, основание, и праведник в суфизме. Разминая исполнителей, как глину, Шеркауи создает текучий, проникающий, обволакивающий образ. Танец, ритм, захватывающий и зрителя, почти ритуальный, дает ощутить себя частью единого, мощного, сплоченного целого. Не одиночкой во враждебном или в лучшем случае равнодушном мире, а частью чего-то большего, крайне важного. Ради чего на все можно решиться. Не колеблясь. Не задумываясь. Хорошо. Красиво. И не страшно совсем. До тех пор, пока в переливчатой, гипнотизирующей субстанции не выделится вдруг индивидуальность. Не откупорится сознание. Не родится любовь. И страх. И мысль.

Во втором отделении Москва увидела спектакль, ей уже вроде бы знакомый. Одноактный балет «Facada» (в переводе с португальского – «удар ножом») на музыку Фрэнка Муна и традиционного фадо этнический португалец из Лондона Артур Пита поставил пять лет назад для Натальи Осиповой и ее тогдашнего партнера на сцене и в жизни Ивана Васильева. Ироничная, полная жарких страстей история сбежавшего жениха и мстительной невесты казалась тогда лишь преамбулой к финальной эксцентричной и не в шутку леденящей кровь «пляске смерти» невесты-убийцы над трупом неверного. Осипова и Васильев были в тот момент на грани драматичного разрыва. Жизненная ситуация придала танцу и чувству особую остроту. Сегодня на сцене и в жизни партнер у балерины другой – симпатичный и харизматичный, техничный и артистичный Джейсон Киттельбергер. Новая жизненная ситуация тоже, видно, сказалась. Черный юмор стал розовым. Спектакль – забавным. И немного пресным. Но дышится после него легко.         


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Новый сезон в Большом театре открыли старым спектаклем

Новый сезон в Большом театре открыли старым спектаклем

Наталия Звенигородская

На сцену вернулась «Спящая красавица» в постановке Юрия Григоровича

0
3655
"Коппелия" для семейной аудитории

"Коппелия" для семейной аудитории

Екатерина Беляева

Премьера балета в постановке Александра Сергеева прошла в Мариинском театре

0
6573
Спектакль "Любовь д’Артаньяна" закрыл сезон Нижегородского оперного театра

Спектакль "Любовь д’Артаньяна" закрыл сезон Нижегородского оперного театра

Марина Гайкович

Мушкетеры на Волге

0
9039
И Ермак, и Синяя Борода

И Ермак, и Синяя Борода

Александр Матусевич

46-й сезон Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского завершил гастролями в столице

0
6114

Другие новости