Балерина словно создана природой для современного танца. Фото РИА Новости |
Наталья Осипова – единственная российская танцовщица, равная сама себе в классике и в contemporary. Фактурно, кажется, созданная природой для современного танца, она окончила Московскую академию хореографии и состоялась как блистательная и одна из самых востребованных сегодня в мире классических балерин. В ее репертуаре – ведущие партии в балетах наследия. О современном танце она мечтала с детства, но ему у нас тогда не учили. Будучи в разные годы примой Большого, Михайловского театров, American Ballet Theatre, в настоящем – прима-балерина лондонского Королевского балета, в расцвете лет, сил, работоспособности и таланта не считает для себя зазорным так же серьезно и профессионально заниматься современным танцем. Не оттого, что, глядя с классического высока, предполагает в нем тихую заводь ко времени балетной пенсии. Не как снизошедшая до эксперимента примадонна, так и не давшая себе труда научиться хотя бы сгибать узнаваемо выкованную у балетного станка спину (эта спина предательски выдает многих коллег Осиповой, до сих пор надменно уверенных в примате классики над contemporary). А для того, чтобы из ученицы вновь стать профи, открыв совершенно новый мир с необъятными возможностями и став в этом мире особой, уникальной краской.
Наталья Осипова не просто органична в миниатюрах мастеров contemporary: американца Джейсона Киттельбергера (I’m Fine, дуэт Осиповой и Киттельбергера на музыку Нильса Фрама и Анне Мюллер), австралийки, ученицы Пины Бауш, Мюриэль Танкар (соло на знаменитую песню Жака Бреля «Ne me quitte pas») и гуру современного танца Сиди Ларби Шеркауи – трио Qutb, где партнерами бенефициантки выступают Джейсон Киттельбергер и Робби Мур под музыку Феликса Бакстона, Фаретти Яркин, Sufi Vocal Masters. Она определяет интонацию, степень эмоционального накала, глубину переживания. Киттельбергер и Танкар рассказывают истории. О любви. О внутреннем разладе и разладе с миром, с которым трудно сегодня быть в ладу. В каждом из номеров свои взаимоотношения, их можно трактовать по-разному. Важно, что они есть. Есть драма, пережитая едва ли не по законам Станиславского, сыгранная в технических и стилистических правилах contemporary dance.
Qutb Сиди Ларби Шеркауи, по словам самого постановщика, «исследует неизведанную и опасную территорию». Многозначность перевода названия балета с арабского языка отражает множественность смыслов. Qutb – это и ось, основание, и праведник в суфизме. Разминая исполнителей, как глину, Шеркауи создает текучий, проникающий, обволакивающий образ. Танец, ритм, захватывающий и зрителя, почти ритуальный, дает ощутить себя частью единого, мощного, сплоченного целого. Не одиночкой во враждебном или в лучшем случае равнодушном мире, а частью чего-то большего, крайне важного. Ради чего на все можно решиться. Не колеблясь. Не задумываясь. Хорошо. Красиво. И не страшно совсем. До тех пор, пока в переливчатой, гипнотизирующей субстанции не выделится вдруг индивидуальность. Не откупорится сознание. Не родится любовь. И страх. И мысль.
Во втором отделении Москва увидела спектакль, ей уже вроде бы знакомый. Одноактный балет «Facada» (в переводе с португальского – «удар ножом») на музыку Фрэнка Муна и традиционного фадо этнический португалец из Лондона Артур Пита поставил пять лет назад для Натальи Осиповой и ее тогдашнего партнера на сцене и в жизни Ивана Васильева. Ироничная, полная жарких страстей история сбежавшего жениха и мстительной невесты казалась тогда лишь преамбулой к финальной эксцентричной и не в шутку леденящей кровь «пляске смерти» невесты-убийцы над трупом неверного. Осипова и Васильев были в тот момент на грани драматичного разрыва. Жизненная ситуация придала танцу и чувству особую остроту. Сегодня на сцене и в жизни партнер у балерины другой – симпатичный и харизматичный, техничный и артистичный Джейсон Киттельбергер. Новая жизненная ситуация тоже, видно, сказалась. Черный юмор стал розовым. Спектакль – забавным. И немного пресным. Но дышится после него легко.
комментарии(0)