0
3231
Газета Культура Интернет-версия

21.01.2019 14:15:00

Александр Сладковский и его оркестр окрыли персональный абонемент Московской филармонии

Тэги: музыка, концерт, татарстан


музыка, концерт, татарстан Фото предоставлено пресс-службой оркестра

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан сыграл первый концерт в рамках своего филармонического абонемента. В Концертном зале им. Чайковского прозвучали Второй скрипичный концерт Бартока и «Песнь о земле» Малера». В качестве солистов выступили французский скрипач Рено Капюсон, а также приглашенный солист Большого театра Сергей Радченко и солист Михайловского театра Борис Пинхасович.

Оркестр республики Татарстан стал первым региональным оркестром, удостоившимся чести сыграть свой абонемент в филармонии. Даже если отбросить финансовые причины (далеко не каждый оркестр может позволить себе несколько раз в год ездить с концертами в столицу), этот коллектив сегодня более чем достоин филармонического абонемента. Сладковский словно бросил вызов всему профессиональному сообществу и доказал, что не только именитые коллективы обеих столиц могут гастролировать по России и Европе, выступать на фестивалях по приглашению крупных музыкантов (скажем, Дениса Мацуева или Хиблы Герзмава), заказывать сочинения современным композиторам, записывать антологии, добраться до Золотого зала венского Музикферайн, получить право трансляции своих концертов на телеканале Меццо и так далее. Амбиции, менеджерская хватка, точный расчет и, конечно, кропотливая работа по возрождению оркестра себя полностью оправдали.

В прошлом сезоне оркестр из Казани выступал в Большом зале Московской консерватории, в этом стартовал его филармонический абонемент. Разумеется, Сладковский для столичной публики выбрал масштабные и виртуозные сочинения: фантазия «Дон Кихот» Рихарда Штрауса и Девятая симфония Брукнера прозвучат 16 февраля. Музыке французских композиторов будет посвящен третий концерт цикла, вместе с сочинениями Дебюсси и Сен-Санса Сладковский представит свою интерпретацию «Фантастической симфонии» Берлиоза (18 марта). Вместе с оркестром республики Татарстан на сцену Концертного зала им. Чайковского выйдут знаменитые музыканты: в исполнении «Дон Кихота» примет участие виолончелист Марио Брунелло, а в Пятом фортепианном концерте Сен-Санса будет солировать Жан-Ив Тибоде.

cult-2-t.jpg
Фото предоставлено пресс-службой оркестра
Концерт Бартока исполнил француз Рено Капюсон, один из самых известных скрипачей своего поколения. В отличие, скажем, от своей коллеги Патриции Копачинской (это же сочинение в своей артистичной и даже экзальтированной манере она играла в Москве вместе с Владимиром Юровском и Госоркестром) Капюсон, скорее, музыкант рациональный: все технические трудности этого концерта он преодолевает с легкостью, но его интерпретация не трогает, словно сам музыкант остается с холодным сердцем. Правда, было в этом исполнении нечто особенное, ради чего можно было бы слушать Бартока бесконечно, не говоря уже о Мелодии из «Орфея» Глюка на бис. Поразительно звучала скрипка, словно воспаряя над оркестровой тканью, у Бартока местами весьма плотной. У этого чуда есть имя – Гварнери, Капюсон играет на скрипке великого мастера, в свое время она принадлежала Исааку Стерну.

Исполнение «Песни о земле» оставило странное ощущение – не то «выдохлись» накануне, когда исполнили эту же программу в Казани, не то классический мандраж (хотя эти музыканты и не такие залы брали), но казалось, будто материал сопротивляется, рассыпается. При этом – удивительное дело – автору этих строк оркестр открылся с неожиданной стороны: коллектив, чьей визитной карточкой до сих пор был симфонический фрагмент «Стан Тамерлана» из оперы Александра Чайковского – брутальный, мощный, напористый, - вдруг проникновенно и очень выразительно зазвучал на пиано. Лирические вариации в Скрипичном концерте, не говоря уже о финале «Песни о земле», где печаль словно окутывает и «забирает» тебя, проникая в самое сердце, в этом исполнении были куда сильнее немыслимых форте малеровских кульминаций и танцевальных вихрей Бартока.

Александру Сладковскому – и каждое выступление оркестра это демонстрирует – удалось не только собрать талантливых музыкантов, среди которых есть и вчерашние выпускники консерватории, но и воспитать в них мастерское отношение к делу, и симфония Малера, пропитанная оркестровыми соло, в этом смысле очень показательна. Голоса певцов этой, по сути, камерной вещи (Шесть песен на стихи китайских поэтов) корреспондируют с голосами оркестра, и голоса эти – будь то флейта, фагот или группа медных - звучали практически безукоризненно.

Для тенора Сергея Радченко и баритона Бориса Пинхасовича исполнение «Песни о земле» было дебютным. Удачнее оно прошло для второго: тембровый баланс был выверен, а в случае с тенором - напротив, голос моментально тонул в оркестровой ткани. Чуткий и очень музыкальный, Пинхасович попытался передать и боль, с которой Малер после смерти дочери писал эту симфонию, и страх перед вечностью – и растворение в ней.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
595
 КОНЦЕРТ  Эдуард Артемьев. Посвящение

КОНЦЕРТ Эдуард Артемьев. Посвящение

0
343
У нас

У нас

0
682
"Бременские музыканты" с изнанки

"Бременские музыканты" с изнанки

Марина Гайкович

Нетривиальная интерпретация культового советского мюзикла появилась в Новосибирске

0
5373

Другие новости