0
2415
Газета Культура Интернет-версия

16.01.2019 20:31:00

Постановку о Донбассе Эдуард Бояков еще не планирует - пока не написана такая пьеса

Новое руководство МХАТ им.Горького представило свои проекты на 2019 год

Тэги: бояков, мхат им. горького, театр


бояков, мхат им. горького, театр Фото с сайта МХАТ им. Горького / www.mxat-teatr.ru

Назначенный на должность худрука горьковского МХАТа Эдуард Бояков, его заместители Захар Прилепин и Сергей Пускепалис, заместитель министра культуры Павел Степанов, а также режиссер первой премьеры обновленного репертуара театра Андрей Кончаловский представили свои планы на ближайший период.

«Мы придерживаемся политики предельной открытости, откровенности», - сказал Бояков. Продюсер собирается развивать сцену как гастрольную площадку (уже приглашен британский проект с Натальей Осиповой, ныне примой-балериной Конвент-Гардена), но и дорожит ее нынешним репертуаром - «это наш капитал». «Уже в апреле афиша театра удивит вас количеством мероприятий», - пообещал Бояков.

Здание театра, построенное в начале 70-х, ждет ремонт. «Мы имеем дело с уникальным памятником. Я считаю его последним великим театральным зданием», - поделился Бояков и назвал его символом советского модерна. К работе уже привлечен его архитектор Владимир Кубасов, ему сейчас 88 лет, совсем молодой архитектор Тамара Мурадова, которая уже ранее сотрудничала с Бояковым в реконструкции железноводского Дворца культуры, приглашена для историко-архитектурного обследования здания и его изучения. После этого будет определен план работ.

Планируется создать комфортную навигацию, сохранить аутентичные интерьеры, но технически «перезагрузить» здание. Должны быть открыты новые пространства для зрителей. Выпущен фотоальбом, посвященный этому зданию. Замминистра культуры Степанов отметил, что пока нет ни точных сроков ремонта, ни понимания, будет ли закрыт театр для посещения на время работ. На данный момент театр не отвечает требованиям безопасности.

Еще одним программным шагом станет реставрация уже художественная, заявлено восстановление аутентичной версии спектакля «Синяя Птица» Станиславского 1908 года. Эдуард Бояков хочет вернуться к «взрослой» постановке, которую впоследствии создатель Художественного театра адаптировал в 30-е для детской версии, и некоторые сцены были вырезаны. И прийти, возможно, к научно-художественным открытиям.

Актриса театра Наталья Пирогова, которая присутствовала на презентации, рассказала, что все молодые актеры проходят через этот спектакль, а она сама получала роли (она играет сейчас ключевых героев) из рук в руки - от Анны Горюновой, дочери Веры Бендиной, игравшей со Станиславским. Указывается, что к участию в проекте будут привлечены историки и философы, режиссеры, драматурги и актеры, художники. Пока Бояков представил драматургов - в их числе Владимир Забалуев (также участник Лаборатории драматургии теперь при театре). И замдекана философского факультета МГУ Алексея Козырева (представился он и ведущим программы «Философские ночи» на радио «Вера», что совсем не удивляет в данном контексте), который займется и Философским клубом в театре.

По словам Козырева, символист Метерлинк был любим религиозными философами, стоит вспомнить хотя бы работу Бердяева «Философия трагедии», - теперь же жанр мистерии не звучит, все заполонил стенд-ап. Вернуть этот жанр в театр - такая ставится задача.
Однако выглядит крайне странным, что к работе над аутентичным режиссерским текстом Станиславского и Сулержицкого не привлечено отечественное театроведение, историки Художественного театра, научные сотрудники Музея при МХТ им. Чехова, хотя и понятно почему - «разберемся сами». В общем задача на деле туманная. Для Боякова тут главное, что «Синяя птица» транслировала все советское время христианские ценности и ему это необходимо актуализировать.

Однако в свое время и Татьяна Доронина была подвергнута критике за то, что законсервированную, сильно адаптированную (в том числе Москвиным) редакцию «Синей птицы» называла подлинной. Премьера новой детской версии намечена на ноябрь 2019-го, «взрослой» - на следующую зиму, также ее планируют сделать главным событием гастрольного тура МХАТ и «флагманом русского театрального бренда».

Самой Татьяны Васильевны по понятным причинам на презентации не было, но и без ее присутствия нашлись ярые общественники, опять затянувшие волынку о несправедливом смещении народной артистки с поста худрука на роль президента театра. Редактор газеты «Правда» принес пачку писем - якобы от возмущенных читателей. Но были и другие «персонажи», признававшиеся в любви к Боякову, причем одна дама это почему-то решила сделать через поношение Александра Ширвиндта и его Театра «Сатиры».

Но вернемся к проектам горьковского МХАТа. Из постановочных планов - Пускепалис ставит повесть Валентина Распутина «Последний срок» о 70-х. Захар Прилепин - по документальным свидетельствам и своей почти дописанной книге спектакль о Есенине, точнее о женщинах поэта. Как сказал писатель, чтобы не думали, что он пришел во МХАТ ставить только свои произведения, - намечена лаборатория, где сценарий для постановки будет разрабатываться коллективно. «Мне важнее контакт - так ли хотят это артисты сыграть, как я - хочу поставить», - признался он. Прилепин посетовал и на нехватку современной литературы в театре. Исходя из этого, он уже ведет переговоры со своими коллегами - писателями о постановках их произведений о современности: Волазкиным, Шаргуновым, Тереховым, Варламовым, Ивановым.

Андрей Кончаловский, которого пригласил Бояков, готовит «Сцены из супружеской жизни» Бергмана. И хотя новый худрук оговорился, что не собирается злоупотреблять приглашением артистов со стороны («хотя труппа должна ощущать, что есть конкуренция!»), Кончаловскому, конечно, дан карт-бланш. «Слаженный дуэт» из его постановок Театра Моссовета - Александр Домогаров и Юлия Высоцкая - перейдет и на Тверской бульвар. В своем выступлении Кончаловский напирал на то, что поддерживает нынешний курс театра, потому что «искусства без идеологии не существует, и традиции - это тоже идеология». И похвалил горьковский МХАТ за то, что в его названии сохранена и будет сохранена буква «А» - «Академический».
Руслан Маликов, которого Бояков назвал лучшим режиссером «Практики» времен его бытности там, приглашен поставить белорусского драматурга Ивана Крепостного. Драматурга совершенно неизвестного, но в этом, по мысли Боякова, и задача - открывать новые имена. О Донбассе постановок пока не планируется, не появилось еще стоящей пьесы. Дополнительная субсидия от Минкульта на обновление репертуара уже выделена.

Остается заметить, что контракт Эдуард Бояков подписал на пять лет, у Татьяны Дорониной, за которой осталось право формирования творческой стратегии и репертуара, контракт президента театра - бессрочный.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Серафима Бирман - От «подворотни» до сцены

Серафима Бирман - От «подворотни» до сцены

Геннадий Гутман

0
923
Рок, опера и кабаре сибирской «Антигоны»

Рок, опера и кабаре сибирской «Антигоны»

Владимир Дудин

Античную трагедию представили в Иркутском музыкальном театре

0
1496
В ожидании госпожи Чеховой

В ожидании госпожи Чеховой

Ольга Рычкова

Для прозаика и драматурга Николая Железняка театр – это жизнь, а не наоборот

0
3959
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
4212

Другие новости