0
4962
Газета Культура Печатная версия

28.12.2018 00:01:00

Государство все чаще выступает против "вредных" фильмов (4)

Участились запреты голливудского и российского кино

Тэги: государство, кинопрокат, прокатное удостоверение


государство, кинопрокат, прокатное удостоверение Прокатное удостоверение у картины «Смерть Сталина» было отозвано явно по идеологическим причинам. Кадр из фильма

В уходящем году наметилась тревожная тенденция вмешательства в процесс формирования отечественного проката государства, утверждающего, что цензуры нет, а действует оно исключительно во имя защиты национальных интересов.

Все началось в январе 2018 года с безобидной семейной комедии «Приключения Паддингтона-2», у которой накануне выхода на экраны было отозвано прокатное удостоверение. Не первый случай подобного вмешательства, но впервые настолько грубый. То ли «расчищали» место под несколько российских премьер, то ли, что более вероятно, искусственно продлевали прокат и без того рекордному по сборам «Движению вверх». Как бы то ни было, событие вызвало небывалый общественный резонанс - вместе с «Паддингтоном-2» под раздачу попал и голливудский фильм «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти», также перенесенный на более поздний срок. Разгорелся спор между кинотеатрами, которым в спешке пришлось менять уже расписанную сетку сеансов, и продюсерами, бросившимися защищать протекционистскую политику Минкульта. В итоге фильм про медвежонка в прокат вернулся, но осадок остался – а к концу года вновь зазвучали разговоры о необходимости ограничения доли голливудского кино в российском прокате. Об увеличении финансирования российского никто по-прежнему не говорит…

Спустя всего несколько дней после истории с «Паддингтоном-2» Минкульт отозвал прокатное удостоверение у британско-французской картины Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина», на этот раз за два дня до премьеры, и уже не из соображений борьбы за национальное кино, а скорее по соображениям идеологическим. Черную комедию о борьбе за власть, развернувшуюся после смерти вождя, посмотревшие ее за несколько дней до выхода в прокат члены Общественного совета, режиссеры и продюсеры сочли и оскорбительной, и провокационной, и не представляющей никакой культурной и исторической ценности.

Формальным основанием для отзыва стал пункт правил, касающихся прокатных удостоверений, который гласит, что удостоверение может быть отозвано в случае «выявления информации, распространение которой запрещено законодательством РФ». К запрещенной информации относится та, что пропагандирует жестокость и нетрадиционные сексуальные отношения, может побудить к употреблению наркотиков, алкоголя и курению, может навредить детям, содержит нецензурную брань и порнографию… Что из этого применимо к черной комедии «Смерть Сталина», не ясно. Тем более что Минкульт ранее уже оценивал фильм и, очевидно, не находил в нем никаких нарушений, раз выдал удостоверение. То, в чем обвинили картину общественники – например, в искажении истории, в наличии признаков идеологической борьбы, в оскорблении советской атрибутики, – не является не только законным поводом для отзыва прокатного удостоверения, но и не относится к запрещенной информации. Чем не цензура?

К концу года и вовсе началась «Матильда-2» – общественность обратила внимание на недоснятый фильм Алексея Красовского «Праздник», в котором режиссер якобы смеется над ужасами блокадного Ленинграда. Действие картины действительно происходит в новогоднюю ночь 1942-го, в семье, живущей «на особом положении». Место действия специально не обозначено, но очевидно, что речь о Ленинграде. Дети приводят в родительский дом новых знакомых, матери и отцу приходится скрывать свой привилегированный статус. Искажение фактов – от того, на какие деньги ведутся съемки, и заканчивая сюжетом будущей картины – привело к тому, что на Красовского обрушился шквал негодования в уже знакомом по скандалу с  фильмом Алексея Учителя духе «не смотрел, но осуждаю». Оскорбленные потребовали немедленно запретить картину, хотя запрещать-то пока и нечего. Красовский в ответ на это поступил более чем разумно. «Праздник», на который режиссер не получал и не просил денег у государства – часть бюджета составили личные средства создателей, остальное собрали на краудфандинговой платформе, – будет показан 31 декабря в Интернете.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
3043
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
4390
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
5333
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
4170

Другие новости