Фото с сайта www.permopera.ru
Спектакли-посвящения юбилею великого хореографа, по сути создавшему русский классический балет, появлялись в течение года на многих отечественных сценах. Пермь же заполучила в репертуар балет, который здесь точно будут обожать и труппа, и зрители. Мелодраматичный, но по-прежнему волнующий сюжет с парой любовных треугольников, пряная индусская экзотика, море разнообразных танцев, включая небесной красоты акт теней – Петипа еще в 1877 году знал, чем зацепить зрителей. Выбор главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко кажется снайперски точным.
Лидер пермской труппы вообще умеет и любит работать с балетным наследием, предпочитая для этого самые разные пути: переносы, стилизации, сочинения по канве, авторские версии. Как истинный петербуржец, он считает канонической «Баядерку», идущую на сцене Кировского-Мариинского театра аж с 1941 года. В которой уже был утерян финал с землетрясением, карающим всех виновников гибели главной героини. С общей драматургией Владимира Пономарева и разработанной благодаря выдающемуся танцовщику Вахтангу Чабукиани танцевальной мужской партией Солора. Позже добавились вставные танцы Николая Зубковского и Константина Сергеева. Выбором редакции и балетмейстерской мини-правкой Мирошниченко показал свое отношение к проблеме «аутентичности» хореографии, явно предпочитая известную и «намоленную» великими исполнениями версию любым другим манипуляциям с балетами прошлого, в том числе и с помощью гарвардских записей спектаклей Петипа.
В очередной раз хореограф подтвердил и свои приоритеты: когда-то его занимал бессюжетный балет и чисто музыкальные танцевальные номера. Сегодня увлекают задачи воссоздания востребованных публикой полнометражных сюжетных спектаклей. Причем в полной гармонии (по заветам Петипа!) слагаемых элементов, включая не только все виды танца, но и выразительную пантомиму. Воспитать артистов, умеющих это делать с толком, не так просто. Похоже, в Перми научились.
Идеи Мирошниченко всегда разделяют его постоянные соратники, сценограф Альона Пикалова, художник по костюмам Татьяна Ногинова и художник по свету Алексей Хорошев. Изысканная и фантазийная коллекция одеяний пермской «Баядерки», кажется, может только восхищать. Некоторые вопросы к деталям (излишне пышные тюники в акте теней, ярко-розовые вставки вместо телесных в восточных костюмах у танцовщиц) снимаются репликой в программке: по мотивам эскизов Евгения Пономарева. Пикалова, наоборот, не стала брать ориентиром хрестоматийную сценографию, по-настоящему удивив визуальным новшеством: в крайних картинах на заднике красуется нечто, напоминающее обсерваторию Джантар-Мантар в индийском Джайпуре. Решение можно назвать остроумным, но для последнего акта, действие которого разворачивается в экзистенциальном «царстве теней» (практически в космосе!), – все же несколько приземленным. Зато изумительно красивыми выглядят интерьерные сцены средних картин балета, решенные в стиле резной сандаловой шкатулки. Вероятно, главная проблема, с которой каждый раз сталкивается Мирошниченко и его команда – размер пермской сцены, которая бесконечно мала для густонаселенных спектаклей, переносимых с императорских сцен.
Событийность премьере придало участие в заглавных партиях московского трио, которое логичнее было бы наблюдать в Большом театре. Но сейчас это уже вряд ли возможно, а вот Перми – крупно повезло. Наталья Осипова (Никия) – прима-балерина Королевского балета и пермского театра, премьер Большого Владислав Лантратов (Солор) и свободная звезда Мария Александрова (Гамзатти) показали высокий класс артистизма и техники, без потерь уместив свой масштабный танец на небольшой сцене. Незримые нити их бурных взаимоотношений буквально наэлектризовывали зал. На другой день в главных ролях выступали местные солисты, и снова можно было удивляться. К примеру, роль Никии абсолютно легла на природные данные Полины Булдаковой, и этого можно было ожидать. А вот то, что в двух других партиях на сцену выйдут и не разочаруют дебютанты и вчерашние выпускники – факт не столь частый. Восточная красавица с надменным лицом Булган Рэнцендорж (Гамзатти) весной окончила Пермскую школу и доказала, что эта партия ей очень идет. А темпераментный и техничный бразилец Габриэл Лопес (Солор) попал в театр вместе с группой земляков, закончивших в Жоинвиле Школу Большого театра. Да, пермские балетные звезды разлетаются по всему миру, а на родной сцене работает интернациональная труппа. Кстати, добиваясь особой подлинности, Мирошниченко пригласил для участия в многолюдной «Баядерке» студентов из Индии, обучающихся на Урале. В качестве статистов, разумеется.
Оркестр, ведомый Артемом Абашевым, порадовал естественным, свободным дыханием и точными темпами. Ну, может, чуть склонными к замедлению, сочтем это еще одной традицией Мариинки. Дирижер не испытывает ни капли снобизма и высокомерия по отношению к милой, дансантной музыке Людвига Минкуса. Наоборот, заставляет услышать, что в этом балете есть несколько прекрасных мелодий и даже великих фрагментов. Отмечу и достойные соло в оркестре, особенно скрипичное в день первой премьеры.
В заключение хочется восстановить историческую справедливость. Не знаю, с чьих слов, но перед премьерой вдруг возникла версия, что «Баядерка» в Перми в 2018 году ставится впервые. И это в балетной труппе, которая после войны превратилась в одну из сильнейших в Советском Союзе? Да полноте! Шедевр Петипа был популярен всегда, появлялся на самых разных сценах страны, в том числе и в Перми в 1958 году в постановке в ту пору главного балетмейстера театра Тамары Рамоновой, и об этом свидетельствуют серьезные балетные энциклопедии. А Никией была бесподобная Марианна Подкина. А уж как знаменит был акт «Тени», часто исполнявшийся в программах одноактных балетов, и говорить нечего. Ждать второго пришествия «Баядерки» в полном объеме пермякам пришлось долго, это правда. Но ведь не зря.
Пермь–Екатеринбург
комментарии(0)