0
3142
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2018 17:12:00

Павел Карманов: "Рано или поздно представители церкви пойдут с нами на контакт"

Композитор рассказал "НГ" о рождественской истории с привкусом рока

Тэги: карманов, вертеп


Карманов_t.jpg
Фото из личного архива Павла Карманова

11 января на большой сцене «Зарядья» состоится мультикультурный музыкальный проект, 17 лет ждавший своего часа. «Вертеп» известного композитора-минималиста Павла КАРМАНОВА по мотивам народной драмы «Смерть царя Ирода» был показан всего один раз в 2002-м году в Зале Чайковского. Главные участники его нынешней обновленной версии – ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», оркестр без дирижера «Персимфанс», рок-группа «Вежливый отказ». С автором проекта поговорила для «НГ» музыкальный критик Екатерина Бирюкова.

– Павел, давай начнем с того, что не все знают, что такое вертеп. А некоторые и вовсе считают, что это что-то нехорошее.

Даже я сам до какого-то возраста думал, что это какой-то аналог словам «бардак» или «бедлам». Действительно, есть же такое устойчивое словосочетание – «вертеп разбойников». Но все люди, которые хоть сколько-нибудь приобщены к христианским конфессиям, в курсе, что вертеп – это пещера, в которой родился Иисус Христос. Издревле вертепы – это такие маленькие рождественские спектакли, часто кукольные – которые играются до сих пор. Просто наше население за 70 лет советской власти позабыло, что это такое. А если мы приедем в Европу, то обнаружим вертепы на каждом вокзале и на каждой площади. Так что мы пытаемся возродить эту традицию.

– Один раз ты это уже делал – в январе 2002 года в Зале Чайковского.

-В начале 2000-х я случайно познакомился с творчеством ансамбля «Сирин» и влюбился в это пение. Наверное, это лучший в России, да и в мире, специалист по русскому народному творчеству – не деревенскому, а такому, я бы сказал, околоцерковному, связанному с жанром духовного стиха. Один из их дисков был как раз с рождественской программой. Вдохновившись этим прекрасным пением, я создал симфоническое полотно на его основе, состряпал в компьютере некую демонстрационную запись и с ней пришел к Татьяне Гринденко, которая, можно сказать, подарила мне зал для того, чтобы это все исполнить! И сама участвовала в исполнении. За что я ей до сих пор страшно признателен.

-Тебя можно назвать автором, или это все-таки коллективное произведение?

- Дело в том, что сейчас понятие автора – очень размытое. Как ни вспомнить тут Владимира Мартынова и его учение о «Конце времени композиторов». В данном случае я выступил как компилятор, много всего цитирующий. В частности – русское народное пение. И нисколько этого не стыжусь. В наше время тотального поставангарда все всех постоянно цитируют. Я взял материал ансамбля «Сирин» и на его основе сделал – как сегодня бы сказали – рерайт. Например, известный постминималист Макс Рихтер несколько лет назад выпустил рерайт «Времен года» Вивальди, который, по-моему, до сих пор в чатах iTunes находится, собирая ему большое количество денег и успеха. Вот я тоже сделал такой рерайт. Совершенно, конечно, не имеющий никакого отношения к Максу Рихтеру и даже – почти – к минимализму. Изначально у «Сирина» вертеп – это акапельное произведение, для одних певцов без инструментального сопровождения. Они сами разыгрывают эту театральную сценку, в которой участвуют Рахиль, младенец Иисус, чернокнижник, воины, царь Ирод на импровизированном троне. Они уже много лет играют вертеп под Рождество в разных странах мира. Например, ездят в большие туры по Франции с этой программой. Я даже один раз сам с ними ездил в Париж.

– Где они выступают?

- В церквях. В католических церквях ведь можно исполнять нецерковную музыку. В православных, к сожалению, нет. Поэтому мы это все выносим на концертные подмостки. Возможно, для публики, отвыкшей от фольклора и нормальной национальной музыки, это сейчас будет звучать странно и архаично. Но я попытался сделать так, чтобы в моей обработке вертеп воспринимался как произведение 21 века. Я довольно существенно изменил гармоническую структуру, позволил себе в некоторых случаях применить репетитивную технику – то есть повторения.

– В нынешней версии «Вертепа» – уже другие участники?

- Частично те же, что были. Но тогда состав был очень разношерстный. «Лебедь, рак и щука», тянущие проект в разные стороны. А сейчас я решил весь инструментарий унифицировать до состава оркестра без дирижера «Персимфанс». Я надеюсь, что «Персимфанс» сможет срастись с ансамблем «Сирин» в единый организм. В 2002 году еще участвовал Марк Пекарский. Теперь в «Персимфансе» его ученики. Еще тогда с нами был прекрасный художник Теодор Тэжик, знаменитый своими работами в фильмах «Кин-дза-дза», «Сказка странствий». Он подвешивал под потолком несколько огромных волынок, застилал пол буйволиными шкурами и полностью ломал академичное пространство концертного зала – что, собственно, и было нам нужно. В этот раз приглашен известный дизайнер Игорь Гурович, в качестве декорации будет видеоряд. Мы делаем высокотехнологичную версию с использованием всех возможностей зала «Зарядье».

– С подзвучкой?

- Да.

– Зачем?

- Потому что я так хочу. Мне недостаточно только акустических средств. В этом произведении и в ряде других я пытаюсь уйти от устаревшей формы концерта, мы делаем проект в академическом зале, но с привкусом рок-музыки, «Pink Floyd». Я очень люблю эту группу. Должен сказать, в зале «Зарядье» не так просто балансировать большие составы. Там есть своя собственная прекрасная японская акустика, которую невозможно победить. Мое мнение, что там вообще не нужно играть рок-концерты. Потому что низкие частоты – бас-гитара и барабан – убивают все остальное. Скажем, я был там на выступлении ансамбля Bangona Can и должен сказать, что несмотря на присутствие лос-анжелесcкого звукорежиссера на сцене, в зале были слышны только барабаны. Никаких виолончелей, кларнетов, флейт я не услышал. Видимо, это специфика помещения.

– Зачем же тогда ты все-таки настаиваешь на электронном усилении?

- Оно нужно для достаточно серьезного звукового давления. Я вообще хотел бы, чтобы зрители сидели в наушниках и слушали как бы качество CD. В Америке такое повсеместно на концертах происходит. Но в наших условиях, в зале на 1600 мест это сделать сложно.

– За 17 лет столько всего произошло. Ты чувствуешь смысловую разницу между двумя версиями «Вертепа»?

- Но в вертепе-то ничего не случилось нового. И в моих вкусах – тоже. В моем сознании что-то произошло в начале 90-х годов, когда я полюбил минимализм, Стива Райха и прочую «ерунду». А вертеп – он как был, так и остался. Просто сейчас нашлись прекрасные люди, которые нам помогают в этом проекте.

– За эти годы гораздо напряженней стала обстановка вокруг искусства, так или иначе затрагивающего религиозную тематику. Ты про это сейчас думал?

- Честно говоря, я этого всего не боюсь, потому что если и затрагиваю религиозную тематику, то в позитивном контексте. Я не являюсь особым сторонником режоперы и прочих жанров, связанных с каким-либо усовершенствованием в старых произведениях. Наоборот, я очень надеюсь, что рано или поздно представители церкви пойдут с нами на контакт.

– Ты можешь себе представить, что представители церкви придут на твой вертеп в «Зарядье»?

- Почему бы и нет? Я даже сам приглашу, кого смогу. Там нет ничего, что могло бы им показаться предосудительным. От народного текста я не отступил ни на шаг.

– А бас-гитара?

- Ну, мы же не в храме это исполняем. В храме нельзя и скрипку. А у нас бас-гитара появляется в тех местах, где показывается царство царя Ирода. В этот раз руководитель группы «Вежливый отказ» Роман Суслов написал новую композицию, которая знаменует «сошествие Ирода во ад». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости