Джессика Пратт в роли Елизаветы и
Кармела Ремиджо – Амелия. Фото Джанфранко Роты |
Оперный фестиваль Доницетти (Donizetti Opera) прошел в этом году в Бергамо в третий раз. Конечно, постановки опер и даже музыкальные фестивали проходили на родине композитора на протяжении многих лет, но Франческо Микеле – художественный руководитель DО кардинально изменил не только название, но и формат музыкального форума, ставшего более монографичным, с фокусом на раритетах, которые обязательно записываются на CDи DVD. В этом году фестиваль открыли большим Гала-концертом. Поставили «Энрико Бургундского» и «Замок Кенилворт», легендарная Мария Девиа, уже закончившая карьеру, ради Доницетти вернулась на один вечер представить галерею своих знаменитых героинь. В Соборе Мария Маджоре представили «Сотворение мира» Гайдна на итальянском, в версии Симона Майра, в которой в 1806 году в хоре пел маленький Гаэтано. А в CasaNatale (доме-музее композитора) выступили молодые исполнители.
«Энрико Бургундский» является первой полноценной оперой Доницетти, увидевший свет рампы в 1818 году (до этого была лишь одноактная сцена «Пигмалион», ее в Бергамо показывали в прошлом году). Постановка «Энрико» осуществлялась в рамках интересного проекта с хээштегом #donizetti200 – с этого сезона фестиваль включает в свою программу оперу, отмечающую 200-летие. Поскольку Доницетти написал их более 70, не считая редакций, то это пример успешного долгосрочного планирования на радость меломанам. В 2019-м в рамках этого проекта прозвучит «Петр Великий, царь России».
Сам Франческо Микеле, говорит: «Фестиваль Donizetti Opera – это полная энтузиазма и разнообразия вечеринка на день рождения Гаэтано, которая следует за художественной и человеческой эволюцией композитора. 200 лет назад он, вслед за Арлекином (небезызвестный Труффальдино из Бергамо) направил стопы в Венецию, чтобы доказать свою творческую состоятельность – «Энрико Бургундский» был дебютом и открытием театра, который теперь является Театром Гольдони».
Ставить раннюю оперу Доницетти пригласили актрису Сильвию Паоли, и та сделала спектакль в спектакле, с юмором воссоздав перипетии представления «Энрико» в театре Сан-Лука 14 ноября 1818 года, что замаскировало недостатки драматургии и наивность либретто Бартоломео Мерелли о наследнике из семьи пастухов в Швейцарских Альпах, одерживающим победу в борьбе за престол. Все это мы видим, как спектакль в маленьком театре, но видим также и закулисье, поэзию и прозу волшебных подмостков. Мы наблюдаем за актерами: во время увертюры идет спевка, и каждый из героев занимает стул со своим именем, они становятся для нас узнаваемыми.
При этом выясняется, что на главную роль Энрико – его у Доницетти поет контральто – певицы нет, и «Композитор» (мимическая роль в спектакле) хватает случайно оказавшуюся тут швею, приводящую в порядок костюмы. Это уже известная не только итальянской, но и московской публике Анна Бонитатибус. Певица не только обладает прекрасным голосом, но и мастерски передает смущение и искренность дебютантки, ее первая ария звучит особенно трогательно. А в финале, когда действие заканчивается, начинают тушить свет, а рабочие разбирать декорации, артисты (в их числе примадонна-исполнительница главной женской партии Элизы – Соня Ганасси) – она остается одна на сцене в тщетной попытке удержать ускользающую магию театра. Постановку было интересно смотреть (декорации – Андреа Белли, костюмы – Валерии Донаты Бетелла), еще интереснее слушать (дирижер – Алессандро де Марки): хотя в ранней работе Доницетти явственно ощущается влияние Россини, она вполне жизнеспособна. По крайней мере, в ближайшее время ее в архив сдавать не будут, так как постановка осуществлялась в копродукции с венецианским театром «Ла Фениче», где через сезон ее снова покажут.
Вторая опера нынешнего фестиваля ожидалась еще с большим интересом, так как «Замок Кенилворт», написанный через десять лет после «Энрико» не только произведение зрелого мастера на модный сюжет, но и первая опера из трех, посвященных английской королеве Елизавете I. «Замок Кенилворт» (также известный под названием «Елизавета в замке Кенилворт») был впервые поставлен в неаполитанском Сан-Карло в 1829 году. Либретто Андреа Леоне Тоттола было написано по недавно вышедшему роману Вальтера Скотта «Кенилворт» (1821). Роман посвящен фавориту Елизаветы Роберту Дадли, графу Лестеру, секретно женившемуся по любви на Эми Робсард. К сожалению, любовь вступила в противоречие с политическими амбициями, что и привело к конфликту в центре романа и оперы. Смерть его жены при не очень ясных обстоятельствах бросила тень на исторического Роберта Дадли, протянувшуюся на века вплоть до романа Булгакова «Мастер и Маргарита», где Лестер проявляется на балу Воланда в числе прочих знаменитых грешников: «Граф Роберт, – шепнул Маргарите Коровьев, – по-прежнему интересен. Обратите внимание, как смешно, королева – обратный случай: этот был любовником королевы и отравил свою жену».
Впрочем, Доницетти пишет свою оперу совсем не о мрачных готических тайнах средневековых замков, и вообще убирает трагедию; Амелия – жена Лестера (или Лейчестера, как его здесь называют) – не умирает, а воссоединяется с мужем, и маленькая клетка, в которую ее заключает домогающийся ее Варней, распадается. Зато королеву во всем ее блеске и величии отделяет от всех остальных поднимающаяся решетка, так как вершина власти и политика все же несовместима с любовью. Опера требует двух выдающихся голосов на две главные женские партии, и фестиваль их представляет: главные партии поют две звезды бельканто – Джессика Пратт в роли Елизаветы и Кармела Ремиджо – Амелия. И не знаешь, чем восхищаться больше – головокружительными колоратурами и верхними нотами у Пратт или удивительной арией со стеклянной гармоникой в исполнении Ремиджо. Все вместе создает настоящее вокальное пиршество, тем более, что и остальной ансамбль на высоте. В первой неаполитанской редакции оперы обе главные мужские роли были отданы тенорам: Франциско Брито (Лестер) с более лирическим голосом внешне стопроцентно попадает в образ, а Стефан Поп радует насыщенным, более густым, как и положено злодею, вокалом и драматическим наполнением партии. Продирижировал спектаклем – Риккардо Фрицца – новый музыкальный руководитель фестиваля, тонко, но в то же время динамично, с большим чувством стиля, оказывая певцам и хору должную поддержку и выстраивая идеальные ансамбли. Постановка Марии Пилар Перес Аспры, дебютировавшей в качестве оперного режиссера, была традиционной и лаконичной. Декораций практически не было, зато исторические костюмы Урсулы Патцак были роскошны.
Бергамо
комментарии(0)