Фото Владимира Майорова
На Малой сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко прошли два показа лаборатории молодых композиторов и драматургов, которые представили свои мини-оперы. Первый сезон проекта, придуманного режиссером Екатериной Василевой и музыковедом Наталией Сурниной, в прошлом году выстрелил подобно яркой хлопушке, заставив вздрогнуть тех, для кого оперный жанр – это святое. Музыкальные критики ругали «лаборантов» за непонятное произнесение текста и за его отсутствие в программке, театроведы – за фрагментарность и незаконченность спектакля как целого, зрители – за большую дистанцию между ними и актерами.
Несмотря на разгоревшуюся дискуссию, ни у кого не оставалось сомнений, что эксперимент нуждается в продолжении. В новой «КоOPERAции» к драматургам и композиторам присоединился режиссер (в прошлый раз все держалось на хрупких плечах Екатерины Василевой), а сам формат было решено провести в два этапа. Первый – на Малой сцене МАМТ в статусе work-in-progress, второй – летом 2019 года на фестивале «Архстояние» в Калужской области. Как и прежде, участникам лаборатории устроили курс лекций и мастер-классов от специалистов в области оперного искусства.
Каждая тройка «игроков» этого проекта продемонстрировала свое умение насытить действие до максимальной степени – публика только и успевала переваривать увиденное и услышанное. И уже не хочется рассуждать, в какой степени эти спектакли отвечают жанру оперы, и что сейчас молодые авторы понимают под этим жанром (и понимают ли вообще) – об этом много говорилось в прошлый раз. Шесть музыкально-театральных представлений – шесть попыток продемонстрировать, как понятие Gesamtkunstwerk может воплотиться в современных реалиях. Две творческие команды и вовсе показали настоящие «спектакли XXI века», задействовав сегодняшние темы.
Опера «ТЕО / Тео / THEO – о трех ботах, вступающих в контакт с людьми, которые не просто делают запрос, а рассказывают им свои проблемы и не подозревают, что сочувствия робота – всего лишь функция. Он не дослушает до конца как бабушка поет о том, что у нее капает с потолка (причем, на музыку из финальной арии «Снегурочки») и как женщина по имени Аля признается во всех своих грехах (великолепный актерский и вокальный перформанс певицы Наталии Пшеничниковой). И если фантазии драматурга Евгении Беркович можно позавидовать, то у режиссера Юрия Квятковского и композитора Артема Пысь ее оказалось меньше – последний решил построить партитуру на цитатах из классической и поп-музыки, разбавив этот микс зачитыванием рэпа.
В другой «опере будущего» – «Curiosity» (текст – Татьяна Рахманова, режиссер – Алексей Смирнов, музыка – Николай Попов) – три сюжетные линии: композитор пишет манифест свободной музыки на страницах фейсбука (на экране демонстрируются страницы Попова и Смирнова, их переписка), операторы НАСА наблюдают за полетом марсохода и периодически проверяют связь, а экранные герои из разных стран рассуждают о жизни на Марсе. Сумбурный текст компенсирован четкой режиссурой, где все ясно и понятно – вот сидят ученые за компьютером, вот на зрителей движется камера и транслируется на экран. А союз многоканальной электроники с ударными и саксофоном, на фоне которой вокалисты словно имитируют язык марсиан, позволяет сделать вывод, что музыка Попова – просто космос.
Фото Владимира Майорова |
В опере «Эк» либреттист Андрей Иванов обратился к теме детской смерти, вложив в уста героев (Мать, Эк, Спасатель) рассказ о гибели детей в таиландской пещере, пожаре в торговом центре Кемерово и страшной трагедии в Беслане. Композитор Дмитрий Бученков справедливо избрал экспрессионистский метод письма – распетая речь страдающей женщины и ее декламация в духе монодрам Шенберга корреспондировали и со сценической ситуацией Елизаветы Бондарь, не давая действию перерасти в пародию или хаос. Чего нельзя сказать об опере «Рыба и вепрь» Оле Хюбнера, Киры Малининой и Капитолины Цветковой-Плотниковой – сначала зрителей заставили есть рыбу, потом две актрисы стали спорить на разных языках, появилась девочка – а в чем смысл происходящего, понять было трудно.
И лишь две оперы «КоOPERAции» выделялись драматургической цельностью и нестандартностью музыкального языка. В спектакле «Отпечатки» текст Екатерины Бондаренко подан в виде флешбеков. История девушки, приехавшей в архив узнать тайну дедушки и попавшей в беду, рассказывается от конца до начала. Режиссер Сергей Морозов выстраивает многомерное сценическое пространство, где события происходят одновременно и на сцене и на экране, дублируя друг друга –принципом диалогов (особенно, инструментальных) пользуется и Анна Поспелова, отводя главную роль сольной бас-флейте (исполнительница Марина Рубинштейн становится участником истории). Сюжет оперы «Блуждающие огни» словно реанимировал либретто мифологических опер Вагнера и в некотором роде «Орфея» Монтеверди. Захватывающая история Даны Жанэ – муж ищет жену на дне морском, которую туда направили блуждающие огни и вместе они сражаются с Хранителем озера, чтобы спастись – передана композитором Адрианом Мокану чрезвычайно тонко: партитуру составляли шепот, вздохи, мотивы, рожденные буквально из трех нот. А режиссер Ася Чащинская создала нечто вроде хоррора – например, страшный Лесничий бродил между зрителями, а из глубины сцены медленно вышагивали утопленники.
Границы между зрителями, актерами и музыкантами стерлись напрочь – в тесном пространстве действие шести спектаклей разворачивалось на расстоянии вытянутой руки, за спиной и буквально у твоих ног. Впрочем, публика, заинтригованная предупреждением об элементах иммерсивности и тем, что на показы не стоит надевать высокие каблуки, все же так и осталась безмолвным и неподвижным наблюдателем. И пусть по регламенту оперы длились всего двадцать минут, качество от этого нисколько не пострадало: глядя на работу художника, художника по свету и хореографа (Соня Кобозева, Александр Романов и Ярослав Францеви театральная компания RADISVETA), невозможно поверить, что все это создано буквально за три-четыре месяца.
Солисты коллективов «Interactive» и «Ла Гол» со своими задачами справились достойно, хотя, опять же, многие слова звучали неразборчиво (возможно, здесь помешало чрезмерное усиление микрофонов). Уровень реализации композиторских партитур ансамблем «Галерея актуальной музыки» при участии «Студии новой музыки», восхищал, особенно, если учесть, что дирижерские жесты Олега Пайбердина музыканты, расположившиеся группами на разных уголках сцены, видели лишь на экранах. Пока, конечно, трудно представить, как все шесть мини-опер осуществятся в арт-парке «Никола-Ленивец», когда лаборатория достигнет финального этапа. Не исключено, что мы увидим иные варианты– без спецэффектов и экранов, но зато в лесу или в поле, сред природных объектов.
комментарии(0)