0
2672
Газета Культура Печатная версия

09.12.2018 17:23:00

Великолепная пятерка и Толстой

В Санкт-Петербурге презентовали современный танец Финляндии

Тэги: современный танец, финляндия, фестиваль, петебург


современный танец, финляндия, фестиваль, петебург Анна Каренина (Мариана Колладо) мучима теми правилами, которые придуманы, чтобы делать человека легко управляемым. Фото Романа Стецкова со страницы фестиваля Open Look в «ВКонтакте»

Как ни старается отметивший в уходящем году свое 20-летие питерский фестиваль OPEN LOOK представить все разнообразие мирового современного танца, много интересного остается за рамками. Желание познакомить зрителя с национальными школами contemporary, пристальнее всмотревшись в ту или иную страну, дало жизнь новому проекту дома танца «Каннон Данс» LOOK@Dance... Место многоточия, по замыслу организаторов, всякий раз будет занимать название новой темы или страны. В этом году на Новой сцене Александринского театра «Каннон Данс» и Информационный центр танца Финляндии провели LOOK@Dance Finland.

Дело не только в том, что Финляндия и Санкт-Петербург давно и плотно сотрудничают в культурной сфере и организовать совместный проект по-соседски вроде бы проще. Финляндия – одно из государств, где современный танец развивается бурно, получая серьезную правительственную и спонсорскую поддержку. В стране с населением в пять миллионов аудитория десятка фестивалей современного танца и трех тысяч ежегодных представлений contemporary составляет полмиллиона человек.

В программу LOOK@Dance Finland вошли премьеры нынешнего и прошлого сезонов – «Дрянь» (Nasty) хореографической компании Сюзанны Лейнонен и «Анна Каренина» компании Каари и Рони Мартин.

С места в карьер подстегнув публику пыточным всполохом кроваво-красных софитов и рявкающей пожарной сигнализацией, пять виртуозно владеющих телом артисток компании Сюзанны Лейнонен представили постановку своего шефа «Дрянь» на музыку Арво Пярта и Макса Рихтера. Черные мужские носки, черное нижнее белье сквозь застиранный телесного цвета гипюр с неуместными, кажется, довесками в виде подвергшихся какой-то чудовищной коррозии корсетов, фижм, панталон и классических пачек (художник по костюмам Сари Нюттюнен). Действо начинается с пролога-соло. Шокирующий парафраз «Лебедя» Анны Павловой манифестирует: в сегодняшнем мире символ романтической женственности не вытанцовывается. Смерть реальна, физиологична, безжалостна. Как и жизнь. Она рано лишает иллюзий. Об этом рассказывают сильные женщины с жестким взглядом, широкими спинами, мощно проработанными икрами, негламурными складками на животах. От борделя и стриптиз-клуба до художественной гимнастики и балета, подиума и красной ковровой дорожки. Все это, в сущности, откровенные или едва завуалированные витрины, окна в кварталах красных фонарей, где женское тело выставлено на потребу. В угоду – мужчине, зрителю, толпе.

Ничего вышеперечисленного, впрочем, на сцене нет. Есть только пять танцовщиц и язык тела. Вобравший множество узнаваемых черт современного мира, но ни к одной из его реальных сфер напрямую не относящийся. Стилистически един поэтический язык. Благодаря образности – жуткой, часто смущающей откровенностью – сугубо феминистское на первый взгляд высказывание звучит пронзительным воплем о мире, который человечество выстроило и в котором живет, считая единственно нормальным. Дрянь – те, кто насилует. Дрянь те, кого насилуют. Дрянь – мир, единственная форма существования которого насилие.

Для демонстрации стилистического и жанрового диапазона финского современного танца лучшего «спарринг-партнера» для «Nasty», чем «Анна Каренина», не найти. Тоже вроде бы о женской доле и тоже – в целом о человеке как о существе страдающем. Однако не разучившемся и отваживающемся любить. Каренин, Анна, Вронский. В партии Каренина – вернувшийся на сцену после долгого перерыва инфернальный и нежнейший Йорма Уотинен. Роли Анны и Вронского исполняют Мариана Колладо и Карлос Хаморро, испанские танцовщики финской компании.

По внешнему периметру стола в форме огромного треугольника сидят зрители. Площадка внутри треугольника – основное место действия для треугольника любовного. Хотя знаков и меток в спектакле множество (чего стоят хотя бы камзол Каренина с рисунком под кожу удава или православный священник, вкушающий вместе с Карениным вареные яйца), это все-таки история чувств, так же знакомых человеку сегодня, как в любой из веков. Коллизия, так же неразрешимая в известных культурах в любую эпоху, как и сегодня. От многослойной фабулы романа Льва Толстого постановщики отказались. Накал внутреннего сюжета находит выражение в характере движения и мимики, в замысловатой сценографии и световой партитуре. И в музыке, конечно. Мотивы фламенко смешиваются с музыкой сефардов и композициями Тома Вейтса. Страстно, печально и сладостно. Когда чувства достигают высшей точки, язык фламенко доводит нервический ритм до невыносимого для человеческого нутра. Здесь не ищут виноватого, никого не осуждают. Здесь нет положительных и отрицательных героев, а право на любовь имеет каждый. Собственно, оно дано человеку природой.

 Любят все – и неврастеник-любовник, и стареющий муж. Вронский – Анну для себя. Каренин – Анну, болезненно, но не эгоистично. Анна – обоих. И мучима теми правилами, которые придуманы, чтобы делать человека несчастливым, виноватым, а потому – легко управляемым.

Как и в спектакле Сюзанны Лейнонен, но абсолютно по-своему, постановщики «Анны Карениной» из смешения множества стилистик и фантазий создали выразительный, полнокровный танцевальный язык. Один из двунадесяти, на которых говорит сегодня финский современный танец.

Санкт-Петербург–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У нас

У нас

0
901
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
2401
Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
5372
ФЕСТИВАЛЬ  Vivacello

ФЕСТИВАЛЬ Vivacello

  

0
1741

Другие новости