Айдар Сулейманов выступил с татарской народной песней «Яблоко из Алма-Аты». Фото © Татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля
В Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля – грандиозное шоу Третьего фестиваля татарской песни «Ветер перемен», в котором 30 песен на татарском языке в оригинальных аранжировках Вадима Эйленкрига были исполнены лучшими молодыми певцами республики.
Татары – очень поющая нация со своей «книгой песен». Что мы знаем о татарской песне? Фактически ничего, не знаем мы и имен исполнителей. Зато знаем двух оперных див – Альбину Шагимуратову и Аиду Гарифуллину, которые стремительно покоряют один европейский театр за другим, да и заокеанские площадки. На концерте фестиваля «Ветер перемен» узнаёшь, как много в республике голосистых молодых исполнителей и как легко и азартно татарская песня идет на радостный контакт не только с джазовыми стандартами – вступет в продуктивный альянс с иными стилями и культурными традициями. Секрет заключается в пружинистой танцевальной природе и ладовых особенностях татарской музыки – на бесконфликтной пентатонике, на мирных терцово-секундовых трихордовых попевках, на кроткой лиричности. Все это само собой просится к импровизации, к раскручиванию потенциальной ритмико-гармонической пружины, заложенной в этих фольклорных зернах, которые только легонько тронь – и из них могут вырастать причудливой красоты и фантазийности песенные сады.
Фестивальный концерт проходил в оперном театре, внутреннее убранство которого – растительно-цветочные орнаменты на стенах, отраженные в изобилии зеркал, – идеально резонировало с национальным песенным фольклором.
Татарстан отмечает в этом году 100-летие образования республики. Оперный театр открывал сезон мировой премьерой оперы «Сююмбике» Резеды Ахияровой, в которой композитором, как на красочном ковре, были вышиты узоры татарского мелоса, создавшие терпкую этническую атмосферу. Одним из абсолютных хитов стала пронзительная, рвущая сердце ария главной героини «Прощай, Казань».
Проект под названием «Ветер перемен», известным по песне из кинофильма о Мэри Поппинс, подарил чувство сопричастности татарского мелоса мелосу мировому. Казань уже стала объектом притяжения для мирового сообщества – в ней есть все для того, чтобы при большом желании чувствовать себя не на периферии, а в центре мира. Фестиваль «Ветер перемен» с самого начала был задуман не только как могучее развлекательное шоу, его целью было поднять национальную песню на новый уровень, пробудить к ней интерес. В буклете к «Ветру перемен» напечатана полноценная научная статья доктора искусствоведения Земфиры Сайдашевой о бытовой и эстрадной татарской песне. А президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, присутствовавший на концерте, и не скрывал в своей (напечатанной в буклете) речи о том, что проект «Ветер перемен» создан ради «популяризации и продвижения татарской песни на российской и международной сцене».
Аранжировки российского джазмена Вадима Эйленкрига и его команды не только не посягнули на самобытность татарских мелодий, но выявили в них то привлекательное, что могло бы, да и уже заинтересовало мир далеко за пределами Татарстана. Каждая песня (народных меньшинство, большинство – композиторских) была поставлена компанией Q Stage production как отдельный театральный номер, сопровождаемый выразительным, лишенным банальностей видеорядом. Оркестр Вадима Эйленкрига под управлением Станислава Курбацкого эффектно и очень удачно разместился на «втором ярусе» сцены, освободив перед собой место для певцов и танцевального ансамбля. Яркими акцентами шоу стали выступления виртуозного вокального секстета Accent (Франция–Канада–Швеция–Великобритания–США), вызвавшего шквал оваций после народной песни «Гусиные крылья» с чарующей красоты запоминающимся напевом, а во второй песне «Аллюки» в аранжировку удалось вкрапить даже аллюзию на баховский хорал.
Взрыв зрительских эмоций случился на самом хитовом номере программы, поставленном как сценка разучивания трудного татарского языка, – на песне «Пойдем, милый, на родник». Солистка Татарской оперы (а на этом проекте – еще и вокальный коуч, Венера Ганеева) дуэтом с американцем Таем Стивенсом под импровизацию баяниста Айдара Гайнуллина явила не только диалог поколений, стилей (Стивенс не обошелся без рэпа), но и трансатлантический диалог. «Мотылек» с соло Айдара Гайнуллина подарил ощущение выхода в открытый космос. Музыкант создавал и эффекты морского прибоя, и ощущение дыхания самой земли, рисуя из минорной терции картину национальной меланхолии. Аранжировщики выискивали в первоисточниках такие ритмические основы для импровизаций, которые выводили их то в золотую эру свинга, то в оттепельные
60-е, то в босанову, то в нежнейшую лунную лирику, а то намекали на «Профессионала» с музыкой Морриконе. Все 20 певцов поражали яркостью джазовых и мюзикловых эстрадных голосов. Много аплодисментов сорвал самый молодой участник шоу – тенор Илнар Миранов, своим нежным голосом спевший о «Маме, идущей с родника» и «Когда ж мы встретимся», вызвав желание вернуться на встречу с татарской песней.
Казань–Санкт-Петербург
комментарии(0)