Спектакль "Слон". Фото Галины Фесенко
Большой детский фестиваль, который впервые провели в Москве, поставил своей целью собрать лучшее, что делается для детей и юношества в различных жанрах перформативного искусства. Первый фестиваль собрал театральное, кино- и анимационное искусство России. На следующие фестивали организаторы (художественный руководитель форума - Сергей Безруков) обещают добавить музыкальное и цирковое направление, а также ледовые шоу. На закрытии фестиваля-2018 впервые были вручены правительственные премии за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики.
На рассмотрение конкурсной комиссии был представлен 101 спектакль от 87 детских театров и театров кукол. Получателей определял экспертный совет Министерства культуры. Лауреатами стали Новосибирский молодежный театр «Глобус», Бурятский и Ставропольский театры кукол. Ими были вручены сертификаты на субсидии в размере 3 миллионов рублей.
Постановкой «Игрок» по роману Достоевского театр «Глобус» на сцене Московского Губернского театра закрывалась конкурсная программа фестиваля. Стоит сказать, что ее афиша была составлена не только внимательно ко всем возрастам - от 0 до 16 лет, но и представила все многообразие жанров детского и подросткового театра России. И оказалась весьма сильной для дебютного форума с такими обширными задачами (одна из идей Безрукова - качественно поднять уровень детского театра по стране, в первую очередь в материальном отношении, а там уже начнет расти и художественный, когда театры приобретут новые технические возможности).
Спектакль "Красная шапочка". Фото Галины Фесенко |
Новосибирск стал победителем в номинации «Лучший юношеский спектакль». Это постановка большой формы - режиссер Ирина Керученко, ученица Камы Гинкаса, чаще всего ставит на академических сценах и умеет работать с многонаселенными классическими произведениями. В спектакле занята добрая половина труппы, и режиссер подробно раскрывает индивидуальность каждого артиста. А стоит сказать, что театр «Глобус» знаменит именно сильной труппой. «Игрок» здесь напрямую обращен к подростковой, школьной аудитории. Поэтому режиссерская трактовка предлагает единый броский, но спрямленный образ-метафору.
Сцены, решенные в психологическом ключе, и их можно обозначить как намеренную статику, контрастно перебиваются искусственно созданной динамикой маскарада, который врывается в мирную жизнь постояльцев отеля Рулетенбурга. Все сцены в игорном доме решены через выход условного светского общества в масках венецианского карнавала, что извивается ломаной пластикой под дискотечные биты. Это общество распада и безудержных страстей в конечном итоге заманивает, как в капкан, и Алексея Ивановича (Алексей Архипов). Вот и художник решает пространство масштабно, выстраивая целую колоннаду, но четко проводя визуальный мотив жеманного будуара, то интимными красными занавесами, то огромной розовой кроватью в полсцены. Вопрос о рабстве и зависимости, тема свободы и несвободы - та проблематика, которую поднимает сценическая интерпретация, следуя букве автора. Однако, инсценировка из-за отсутствия развития режиссерских ходов и неожиданных обертонов превращается в почти дословный театральный пересказ. Тем более, что ключ спектакля в актерской энергетике, которая, как известно, изменчива, особенно на гастрольных выступлениях.
Спектакль "Путешествие Кольки и Петьки
в Бразилию". Фото Галины Фесенко |
На фестивале выступили и более редкие гости в столице. Тюменский театр кукол и Тульский областной театр юного зрителя. Оба театра попали в непростую ситуацию, типичную для всей России, - сделать «датский» спектакль, под которые обычно власти дают дополнительное финансирование. И театры по-своему оригинально нашли пути выхода из нее. Тюмень к предыдущему тематическому Году экологии поставила «Красную шапочку», где сказка Шарля Перро получила вольный современный пересказ (его сделал сам режиссер и исполнитель главной роли Антон Нестеренко). Красная шапочка - девочка-кукла, которую придумывают сделать два Лесоруба, пока расчищают в лесу буреломы. А Тула инсценировала «Бежин луг» к юбилею Тургенева, поставив школьную классику в любимом подростками жанре хоррор. В обоих случаях оказалось, что подчас самое важное в театре даже не новаторский подход. Тюмени еще стоит поработать над сочиненной драматургией спектакля, а Туле с освоением видео-проекции, которая стала главным изобразительным средством постановки. Важнее всего классическое актерское ремесло - будь то работа актера-кукольника с объектом или умение драматического артиста не потерять себя и свой образ на фоне современных технологий.
Спектакль "Сад". Фото Галины Фесенко |
Проблема инсценировки, давняя для театра, затронула и «Путешествие Кольки и Петьки в Бразилию» прославленного Саратовского ТЮЗа им. Кисилева. Рассказ Хармса монтируется в спектакле с его же стихами довольно формально, а актеры частенько «забывают» отыгрывать оценки, действенные конфликты в полную силу, что особенно важно, когда непростой и небанальный литературный материал посвящен, как в данном случае, трехлеткам. В этом спектакле видна огромная заслуга художника (Софья Злобина), которая придумала изобретательный, красочный мир в сценическом пространстве. Объекты, преображенные детской фантазией, даны в полном жизненном объеме (молоковоз превращается в аэроплан, шерстяной носок - в попугая, жестяная кастрюля - в барабан, тут торчит красный шлагбаум, там на раскидистых ветвях расположились снегири). В финале задуман отдельный аттракцион - артисты приглашают детей везде полазить самостоятельно.
Независимое детско-юношеское жюри определило лауреатом в главной номинации «Лучший детский спектакль» (категория 0+) спектакль «Слон» в постановке Екатерины Ложкиной и художницы Натальи Бакулевой (Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург). Необычный частный театр, работающий в направлении не только кукольного, но шире - театра художника, всегда поражает нестандартным подходом к детскому театру. Известная история слона Хортона, взявшего на себя ответственность высидеть беззащитного, брошенного птенца «кукушки» Мейзи, разыграна тремя артистами и их куклами. Причем кроме главных персонажей - обаятельного тряпичного слона и легкомысленной птички - появляется новый (придумал артист Михаил Ложкин). Это американский мышонок (его одушевляет Денис Полевиков), он приходит на помощь в тяжелые для Хортона моменты. И то угощает его съестным, то уморительно ставит пластинку Армстронга для поддержания духа, то по-английски болтает с публикой. Маленьких зрителей погружают в чудо театра настоящей, не мультяшной игрой формами и объемами кукол (и театр теней использован здесь очень остроумно), их подлинным очеловечиванием. И тем, что эмоции тут проживаются глубоко и последовательно. Зрители сострадают смелому и героическому слонику, который не отказывается от своей высокой миссии защитить и спасти, даже когда прагматичные импресарио выставляют его на всеобщее обозрение в цирке. Актеры дарят целую палитру чувств - от любви и нежности до грусти и печали.
Спектакль "Летающий велосипед".
Фото Галины Фесенко |
Неожиданными для зрителей стали постановки Карельского театра кукол и Петербургского Большого театра кукол. Белорусский режиссер Александр Янушкевич интерпретировал последнюю чеховскую пьесу как агонию потерянных персонажей в ожидании Апокалипсиса буквально на фоне органа крематория. Силиконовые маски, полностью облепляющие лица артистов, закукливающие их, создают отталкивающее и одновременно завораживающее впечатление (маски напоминают то мексиканцев на День мертвых, то голливудских зомби). Сплоченный ансамбль артистов ведет эту трудную - со «смытым» лицом - партию виртуозно, вводя публику в подобие транса. Постановку отличает, при общей фрейдистской концепции, за которую не раз брались режиссеры, - проработанность мотиваций каждого героя. И вдруг удивительным образом высвечиваются новые смыслы в давно «избитых» характерах. Раневская Любови Бирюковой - актриса по жизни и напоминает всех любимец публики разом, а Лопахин (Дмитрий Будников) - по сути, садомазохист; в прологе он избивает себя плеткой по спине до кровавых ссадин (бутафорских, конечно). И это вскрывает его желание от униженного положения простого мужика вознестись до хозяина жизни. А сцена, когда старый Фирс (единственный, кто не погрязает в этой вакханалии вместе с призраком матери Гаева и Раневской) словно просыпается к новой (загробной?) жизни в финале, - проводит одну из «запрятанных» мыслей драматурга о том, что, возможно, Фирс, служившей семье всю свою жизнь не просто слуга в этом доме…Москва еще сможет увидеть этот крайне необычный спектакль на «Золотой маске».
«Приз художественного руководителя фестиваля за лучший детский спектакль» получила постановка «Летающий велосипед» по мотивам сказки Грипари. Как и все спектакли Руслана Кудашова, этот отличает та высокая планка, которую режиссер задает в театре для детей. Сказка о кукле-вещунье Эстер, помогающей мальчику Петит обрести мечту, и поэтому попадающей на капитанский корабль, а потом в пасть акуле, разыграна с помощью силуэтных кукол и обрамлена рассказом и живыми картинами о городе художников Париже. Пикассо, Шагал, Ван Гог и Матисс (их артисты исполняют живым планом) - проводники в мир фантазий и приключений. Изысканный спектакль знакомит детей со сложными художественными образами аванграда, предлагает не бравурную, а меланхоличную и философскую, взрослую рок-музыку и в принципе отрицает какое-либо заигрывание со зрителем-ребенком.
комментарии(0)