Марина Лошак сравнила Пушкинский музей с Национальной галереей Лондона. Фото со страницы Пушкинского музея в Facebook
Во вторник директор ГМИИ Марина Лошак подвела итоги уходящего года, рассказав, в частности, о том, что в 2018-м, как и в 2017-м, музею удалось выйти на соотношение бюджетных и внебюджетных средств 50% на 50%. Такой расклад, по ее словам, сопоставим, например, с Национальной галереей в Лондоне (напомним, о такой же пропорции чуть раньше, за 2016-й, говорила и руководитель Третьяковской галереи Зельфира Трегулова). Кроме того, общая посещаемость Пушкинского музея за год достигла 1 375 000 человек, что близко к пределу – Лошак говорит, что 1 400 000 посетителей максимум, который может сейчас принять ГМИИ. В выставочном расписании на 2019-й из главных – показ коллекции Сергея Щукина с объединением максимально возможного количества произведений из ГМИИ и Эрмитажа.
Выставочный сезон уже не первый год не замирает даже летом, и проект «Щукин. Биография коллекции» откроется в главном здании как раз в июне. Произведения из коллекции Сергея Ивановича Щукина – московские и эрмитажные, в том числе матиссовский «Танец», – займут 11 залов главного здания ГМИИ. Из Северной столицы привезут около 65 произведений (то, что может путешествовать) – в ответ Пушкинский отправит в Эрмитаж порядка 30 работ из другого знаменитого собрания – морозовского. Как известно, после триумфально прошедшего в 2016–2017 годах в парижском фонде Louis Vuitton показа коллекции Щукина Россия готовит на 2020 год такое же посвящение собранию Морозова, а в 2021-м, по словам Марины Лошак, выставку покажут в Пушкинском музее. Что касается щукинского проекта, им занимается кураторская группа, в которую помимо директора ГМИИ входят специалист по обеим коллекциям Наталия Семенова, Илья Доронченков и внук Щукина Андре-Марк Делок-Фурко. И упомянутая в заглавии выставки «биография», обещают, будет относиться не только к щукинской коллекции – кураторы расскажут и о братьях Сергея Ивановича Петре, Дмитрии и Иване, тоже известных собирательством. Марина Лошак считает эту экспозицию главной для их музея в будущем году и надеется, что та поможет и дальше развивать и культурный туризм, о котором сейчас много говорят в Минкультуры. Она же напомнила, что щукинский особняк находится неподалеку от ГМИИ, но сейчас принадлежит Минобороны, – и добавила, что считает, что это здание должно вернуться в ведение культуры.
Летом же, когда в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков не останется произведений ни из коллекции Щукина, ни из собрания Морозова, все пространство там займет выставка-digest коллекции упомянутого фонда Louis Vuitton – с работами Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Кристиана Болтански, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Бэнкси, Мураками...
Но это – лето, откроет же год музей 21 января кураторским проектом Виктории Марковой «Артемизия Джентилески и ее современники», где наряду с работами из ГМИИ покажут три картины из Музея Каподимонте в Неаполе: «Юдифь» Артемизии Джентилески, «Ангела» Симона Вуэ и «Святую Агату» Франческо Гварино. Эту экспозицию Марина Лошак называет своеобразным анонсом, предваряющим показ на Волхонке произведений из знаменитого итальянского музея в 2020 году.
Следом, в начале марта, в главном здании откроется выставка «Лондонская школа», и в Москву из галереи Тейт среди 80 произведений отправятся и работы Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда. Этот проект – гастролирующий, кроме Лондона его уже видели в Лос-Анджелесе, Малаге и Орхусе.
Наконец, завершит год в главном музейном здании выставка «Гейнсборо». Ее готовят к будущим «Декабрьским вечерам» и покажут Томаса Гейнсборо не только как прославленного портретиста, а шире. Произведения в Москву обещают дать Лондонская национальная галерея и Национальная портретная галерея, Музей Виктории и Альберта, галерея Тейт и Лондонская Королевская академия художеств, Национальная галерея (Эдинбург), Дом-музей Гейнсборо в Садбери и другие институции.
Это из самых крупных выставок Пушкинского в Москве. Кроме того, ГМИИ второй раз примет участие в Венецианской биеннале, и в рамках проекта «Пушкинский XXI» вместе со Stella Art Foundation представит в параллельной программе мостры свое посвящение Тинторетто, приуроченное к 500-летию знаменитого венецианца. Выставку «В конце пребывает начало...» развернут в церкви Сан-Фантин, где наряду с полотном Тинторетто покажут работы Эмилио Ведова, Ирины Наховой, Гари Хилла, Дмитрия Крымова – и! – Mediengruppe Bitnik. В музее надеются привезти потом этот проект и в Москву. Как, напомним, надеются получить в городе площадку «для практик лабораторного плана».
В уходящем году ГМИИ – как раз по направлению «Пушкинский XXI» – начал формировать коллекцию медиаискусства, в которой уже есть работы Гари Хилла, группы «Провмыза», Таус Махачевой и еще нескольких художников, всего 15 произведений. Что касается классического искусства, музей надеется приобрести «Венеру и Адониса», в которой Виктория Маркова распознала руку Тициана (см. «НГ» от 07.08.18): временное пребывание картины в ГМИИ продлено, и, по словам Лошак, у музея уже есть потенциальный спонсор. А до 2018 года Пушкинский купит картину «Парис и Венера» итальянского художника XVII столетия Франческо Фурини – это тоже мечта Виктории Марковой.
Наконец, о строительстве музейного городка директор рассказала, что работы идут, хотя из-за вынужденной смены генподрядчика произошла задержка, в связи с чем, в частности, пришлось проводить заново необходимые экспертизы. На данный момент расклад по срокам планируется такой: первым в декабре 2020 года откроют Депозитарно-реставрационный и выставочный центр, последним – главное здание, в 2026 году. Над «сценографией» новой постоянной экспозиции пригласили работать архитектурное бюро «Александр Бродский». Пока известно, что в эту новую экспозицию войдут предметы из фондов, прежде не выставлявшиеся.
комментарии(0)