Фото Антон Дубровский
Театр Геликон-опера представил первую премьеру 29 сезона – «Волшебную флейту» Вольфганга Амадея Моцарта. Новую версию оперы предложили режиссер Илья Ильин, архитектор Сергей Кузнецов в соавторстве с художником Агнией Стерлиговой и дирижер Валерий Кирьянов.
Свою последнюю оперу Моцарт создал в жанре фантастической сказки с философским подтекстом. Ведущую идею «Волшебной флейты» – настоящей любви по плечу все преграды – авторы спектакля интерпретировали буквально. Пространство сцены являет собой ночной лунопарк. Его атракционы сплетаются в причудливый лабиринт препятствий, отделяющий персонажей друг от друга. Чтобы найти возлюбленную, Тамино должен преодолеть страх перед американскими горками и пройти через пещеру иллюзий. И сразиться с нечистью: парк населен зловещими существами во главе с Царицей Ночи, появляющейся в облике гигантской паучихи.
Полосу атракционов сменяет святая обитель Зарастро – инопланетное царство в виде космической станции. Дворец охраняют мужественные рыцари в скафандрах (намек на звездных воинов), которыми правит мудрый киборг. Здесь же томится Памина под конвоем неисправного робота Моностатоса. Прибывший ей на выручку Принц в компании надувных подсвеченных зверей отправляется на обряд посвящения. Пройдя череду испытаний, герои обретают счастье.
Опера Моцарта изобилует неожиданными сюжетными поворотами и яркими, полярными друг другу характерами. Создатели постановки уловили ее внутреннюю многосоставность, насытив действие контрастами. В спектакле присутствуют и проникновенные лирические эпизоды (встреча Тамино и Памины среди полчища роботов), и колоритные комедийные моменты (происки Папагено, одетого в цветастый птичьий костюм из воздушных шариков), и монументальные эпические сцены (величественное появление Зарастро из глубины кулис). Непрерывная смена образов держит внимание публики от первой до последней ноты, хотя постановка длится почти три часа (для детей в театре идет сокращенная версия «Волшебной флейты» на русском языке).
Тем, кому не по душе экстравагантное прочтение оперы могут воспользоваться советом Джорджа Баланчина: недовольным сценическим действием зрителям он предлагал закрыть глаза и слушать музыку. Благо, спектакль Геликона позволяет насладиться ею в полной мере. Виртуозный сбалансированный оркестр, исполнивший партитуру с истинно моцартовской легкостью и изяществом. Слаженные, отточенные до мелочей вокальные ансамбли (особенно впечатляет терцет дам в интепретации Алисы Гицба, Ольги Давыдовой и Мелании Заридзе). И ряд высококлассных солистов, каждый из которых оказался на своем месте.
Обладатель сочного бархатистого баса Александр Киселев точными штрихами рисует портрет Зарастро. Знаменитая каватина героя, провозглашающая молитву богам, в его прочтении объединила строгость и благородную искренность. Подвижный баритон Максим Перебейнос правдиво передал облик весельчака Папагено не только в певческих номерах, но и в разговорных диалогах, обнаружив незаурядный драматический талант.
Органично смотрелась вместе ведущая пара персонажей. Давид Посулихин (Тамино) отличился интелллигентной сдержанной манерой исполнения. Елена Епихина (Памина) – мягкой женственностью и нежным щемящим тембром. Ну, а на вершину исполнительского состава поднялась приглашенная солистка из Музыкального театра Карелии Эльвина Муллина (Царица Ночи). Бравурные колоратуры в ариях, филигранно интепретированные певицей, стали самым ярким впечатлением.
комментарии(0)