0
4282
Газета Культура Печатная версия

25.10.2018 18:08:00

Илья Демуцкий: "Я не вижу кардинально нового развития музыки"

Композитор и дирижер рассказал "НГ" о первых электронных опытах и отсутствии авангарда сегодня

Тэги: музыка, илья демуцкий, интервью


музыка, илья демуцкий, интервью Илью Демуцкого интересуют параллели времен. Фото агентства «Москва»

25 ноября в Новой Третьяковке состоится премьера оперы Ильи Демуцкого «Для «Черного квадрата», написанной по мотивам оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем». Специально для этого события Третьяковская галерея перенесет в зал, где будет проходить представление, первый вариант картины «Черный квадрат» Малевича, как известно, возникший в качестве декорации к футуристичной опере Матюшина. Режиссер пока неизвестен, fashion-директором проекта выступит Игорь Гаранин. Музыкальный критик Надежда ТРАВИНА поговорила с композитором Ильей ДЕМУЦКИМ о предстоящей премьере, заказах Большого театра и работе с Кириллом Серебренниковым. 

Оперу «Победа над солнцем» не раз восстанавливали многие театры, где композиторы делали аранжировку, ориентируясь на сохранившиеся музыкальные фрагменты. Вы тоже работали с эскизами Матюшина?

– Нет, я не работал с этими эскизами, поскольку целиком и полностью положился на то исследование материала, которое сделали мои соавторы-либреттисты – Игорь Конюхов (он же автор идеи) и Ольга Маслова. Изначально они планировали взять существующие тексты и перевести их на английский язык, представив оперу в чистом виде. Но потом задача полностью изменилась: либреттисты поняли, что им интереснее придумать новое произведение, в чем-то основываясь на «Победе над солнцем». Мы не ставили себе цель воссоздать оперу. Как известно, ее музыкальный материал почти не сохранился. Я не ориентировался ни на фрагменты Матюшина, ни на посыл, заданный оперой. 

Почему опера будет звучать на английском языке с русскими субтитрами? А как же «заумь» Хлебникова–Крученых?

– «Заумь» переведена на английский. Дело в том, что Игорь и Оля – слависты, живущие в США, и они прежде всего хотели осуществить наш проект именно в Америке. Но благодаря счастливому стечению обстоятельств мы ее покажем также и в Москве.

Представление состоится в Новой Третьяковке непосредственно рядом с картиной Малевича «Черный квадрат», а также и с другими арт-объектами. Не кажется ли вам, что это напоминает скорее перформанс, чем традиционный оперный спектакль?

– Нет. Перформанс же подразумевает некоторую импровизацию – то есть этот жанр имеет конкретный шаблон, по которому действует, но при этом содержит в себе нечто непредсказуемое. У нас же абсолютно зафиксированный материал – особенно в музыке. Существует партитура, люди поют выученный текст, есть определенный четкий сюжет, сцены и мизансцены. 

А зрители каким-то образом примут в нем участие?

– Точно скажу, что иммерсивности не будет. Но мы рассматриваем некую возможность соучастия. Зрители не выступают в качестве перформеров, но у них обязательно должно возникнуть интимное взаимодействие – благодаря довольно тесному пространству зала. Благо директор Третьяковки Зельфира Трегулова предоставила нам такую возможность и стала нашим соратником в этом проекте.

Чем вас как композитора привлекла эпоха раннего русского авангарда?

– Меня очень заинтересовала параллель воззрений того времени и сегодняшнего. Смелость, новые идеи, вызовы – все то, что характеризовало футуристов, созвучно и нашей действительности. Мы до сих пор обсуждаем «Черный квадрат», хотя, казалось бы, сколько можно – век прошел, пора поставить точку. Но она никак не ставится. Меня восхищает баловство художников того времени. В годы создания «Победы над солнцем» умы многих отличало настоящее предреволюционное состояние.

А что насчет современного искусства, музыки? Вас нельзя назвать авангардным композитором…

– Конечно, поскольку я не понимаю, что сейчас можно обозначить авангардом. Я не могу для себя ответить на этот вопрос. Да, я вижу, что у меня и моих коллег есть различия в стилях и языке (и это очень одобряю!), но не могу назвать никого авангардистами в нашем мире. Я убежден, что композиторы, пишущие в экспериментальной эстетике, не делают чего-то нового по сравнению с тем, что создавалось 50–60 лет тому назад. Безусловно, их начинания можно как-то концептуально объяснить, но все это будет пустыми словами. Я не вижу кардинально нового развития музыки. Ничего не изменилось за много лет: ни идея, ни жанры, ни формы.

У вас есть несколько электронных композиций, одна из которых, кстати, называется «Черный квадрат». Но все они написаны достаточно давно. Это был какой-то эксперимент?

– Можно сказать и так. На самом деле эта пьеса была студенческой работой. Мне и сейчас интересна электронная музыка, но уже в меньшей степени. Хотя я задействую электронику в драматических спектаклях и в фильмах, когда нужен интересный тембр.

Недавно на экраны вышел кинофильм «Лето» с вашей музыкой...

– Увы, меня там нет. Изначально действительно я там был заявлен как композитор, но, прочитав сценарий, понял, что фильм и так музыкален. Там звучит музыка Виктора Цоя и вообще рок-музыка того времени в таком количестве, что музыка Демуцкого там особо не нужна. Режиссер предлагал мне выступить в качестве аранжировщика. Н я не аранжировщик, я – композитор.

Есть шанс, что ваше сотрудничество с Кириллом Серебренниковым продолжится?

– Притом что никто не знает, что будет дальше, творческие планы у нас есть. Нам удается общаться через помощников, адвокатов и других людей. Это не интенсивная работа, но, к счастью, она есть. Я готов потерпеть столько, сколько нужно. Кирилл – это человек, с которым мне очень комфортно, мы с ним «на одной волне». Он – уникальный и доказывает это своей судьбой.

В декабре вновь начнутся показы спектакля «Герой нашего времени». А что с «Нуреевым»? Увидим ли мы его еще когда-нибудь?

– Насколько я знаю, новые показы состоятся через полгода. Балет живет и развивается, это прекрасно! Можно сказать, что он идет с бешеным успехом, его очень любят и труппа, и театр.

Вы планируете писать уже третье сочинение для Большого театра – на этот раз оперу, которая будет основана на сюжете «Блистающего мира» Александра Грина. В Интернете сейчас разгорается спор по этому поводу: мол, почему театр игнорирует других композиторов? Как можете прокомментировать?

– Все эти обсуждения возникают потому, что люди не очень понимают, как происходит система заказов в музыкальном театре. А все очень просто. Первым совместным проектом с Большим театром был «Герой нашего времени», куда меня как композитора пригласил Кирилл Серебренников. Но уже сразу после премьеры мне поступило еще одно предложение – теперь насчет оперы. Это показывает, насколько руководство театра устроило качество моей работы. В это же время после успеха «Героя» хореограф Юрий Посохов просит именно меня написать музыку к балету «Нуреев». Думаю, не очень хорошо ставить мне в вину то, что многим нравится со мной работать. Это все простое совпадение. Кстати,  на очереди – четвертое сочинение для Большого, заказ конкретного артиста. Я пока не могу раскрыть всех секретов, но обещаю, что это будет весьма интересно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дух не терпит пустоты

Дух не терпит пустоты

Надежда Ажгихина

Самые острые вопросы Виктория Полищук обнажает с афористичной простотой

0
1623
Музыка революции и театр мизераблей

Музыка революции и театр мизераблей

Юрий Юдин

Ключи и загадки знаменитой сказки Олеши

0
2606
Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
2798
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
3210

Другие новости