Фото пресс-службы АМДТ - Театра Европы
Рядом с именем Всеволода Мейерхольда встает имя Зинаиды Райх, с именем Александра Таирова – Алиса Коонен, Николая Акимова - Елена Юнгер, Игоря Владимирова – Алиса Фрейндлих, Льва Додина – Татьяна Шестакова. Этим счастливым творческим и супружеским союзам русский театр обязан многими открытиями. В дни юбилея Татьяны Шестаковой речь пойдет о ее союзе с Додиным, с которым созданы многие незабываемые образы. На сцене Большого драматического театра, тогда носившего имя Горького, Додин поставил для Олега Борисова «Кроткую» Достоевского. Не будет преувеличением назвать Борисова великим русским актером. Додин поставил для него моноспектакль, в котором участвовала Татьяна Шестакова.
Ей было отведено немного реплик. Но ее дуэт с Борисовым, создавшим образ «страстного ростовщика», был уникален. Тихая, с не запоминающейся внешностью девушка дорастала до трагических высот. Подняв бунт против тирана, с образом в руках она выбрасывалась из окна. Этот страшный миг – отправная точка гениального внутреннего монолога Борисова, выплескивающегося потому, что она его не отпускает.
Тема была продолжена в спектакле «Бесы», над которым театр и Додин работали три года. Шестакова (Мария Лебядкина) со всей страстью создала истинный образ Достоевского. Ее Хромоножка – личность героическая со святой верой в правду. Шестакова только контурно намечает черты юродства своей героини. Ее сцена со Ставрогиным (Петр Семак) поражает точностью отбора деталей. В своем Царевиче – Ставрогине она увидела подлеца, и над ним она вершит беспощадный приговор, что станет одной из причин его самоубийства. Невозможно забыть выпрямившуюся фигурку этой маленькой женщины, когда она со всей силой любящей, но не прощающей подлости, бросает обвинения ему в лицо!
Черты этих тихих, но мятежных героинь Достоевского отразились на ее Лизке в спектаклях по прозе Федора Абрамова «Дом». Простая, тихая девчушка из деревни Пекашино обретает героические черты, пытаясь спасти старинный, оставленный предками дом, погибнув под упавшим на нее коньком. В «Братьях и сестрах» позже Шестакова создаст совсем другой характер: Анфису Петровну, сильную женщину из тех, на ком мир держится.
Татьяна Шестакова – многоплановая актриса. Стоит вспомнить ее чеховских героинь от Аркадиной до Шарлотты в последней версии «Вишневого сада» Додина. Она сохраняет свойственную этому образу эксцентричность, но сколько в ней горькой печали, вызванной ее одиночеством. Смешная, трогательная, она в отдельных моментах достигает истинного драматизма.
Нельзя забыть ее Анну в пьесе Александра Галина «Звезды на утреннем небе». Пьеса о том, как на время Олимпиады Москву «вычистили», оправив проституток на 101-й километр. Шестакова играет рано состарившуюся дешевую вокзальную проститутку. Она груба, невежественна, но в ней мерцает свет, не вытравленный ее несчастной жизнью. Вот она напекла пирогов для своих товарок, и ее лицо простой деревенской бабы светится добротой. Ей бы мужа, с которым она нарожала бы детишек, варила щи и пекла пироги. Но она потомственная проститутка, как ее бабка и ее мать. Жизнь прошлась по ней тяжелым катком, но она сохранила доброту и душевную чистоту.
О Татьяне Шестаковой в спектакле по эпопее Василия Гроссмана «Жизнь судьба» написано много. Она играет Анну Семеновну Штрум, мать большого ученого Виктора Штрума. Они писали друг другу письма. С ее письмами Штрум не расстается. В годы оккупации она, как и многие киевляне, была отправлена в гетто, затем в газовую камеру. На протяжении спектакля она читает написанные ему из гетто письма. Письма уже «оттуда». Штрум – Сергей Курышев и Татьяна Шестакова общаются на ирреальном уровне, внося в реалистический спектакль ноту высокой поэзии. Актриса не повышает голоса, избегая патетики. Письма интимные: от любящей матери – любящему сыну, завещают ему жить. Она не педалирует еврейскую, едва слышимую интонацию, создавая дополнительный оттенок к образу. При всей мягкости во внешне кроткой Анне Семеновне чувствуется сила, рожденной высочайшей нравственностью.
«Крайняя» роль Татьяны Шестаковой - в спектакле «Страх Любовь Отчаяние» по Брехту. Лев Додин соединил сцены из двух пьес – «Разговоры беженцев» и «Страх и отчаяние в Третье империи». Шестакова показала себя в новом качестве. Она и Сергей Курышев, беженцы, ведут философский диспут, давая четкий политический и моральный комментарий фашистскому режиму. Оба актеры блестяще владеют брехтовским методом остранения, донося темперамент мысли Брехта.
Татьяна Шестакова - актриса, умеющая работать в ансамбле, фирменном знаке спектаклей Льва Додина, с которым связана ее женская и творческая судьба, как и с созданным Додиным Театром Европы – Малым драматическим театром и его труппой.
Санкт-Петербург
комментарии(0)