Для оперы композитора Владимира Раннева понадобилась новая номинация. Фото Иры Полярной
В театре «Новая опера» им. Евгения Колобова состоялись концерт и церемония награждения лауреатов премии, посвященной событиям и лицам оперного искусства в России. Вот уже более 20 лет эта награда присуждается за выдающиеся достижения в опере. В некотором роде ее характер напоминает мини-вариант «Золотой маски» – похожие номинации, отбор по итогам прошедшего года, профессиональное жюри: музыкальные критики Петр Поспелов, Екатерина Бирюкова, Юлия Бедерова, Нора Потапова, Елена Третьякова и председатель жюри, инициатор премии Михаил Мугинштейн. Счастливчики, которых выбирают судьи, получают бронзовую статуэтку (скульптор – Пата Мерабишвили), напоминающую «Оскар», правда, в женском обличии. Само же название премии – не что иное, как начальные слова каватины Нормы из одноименной оперы Беллини – любимой музыки вокалистов, которая является одновременно и хитом всех меломанов.
Как ни странно, именно их в зале оказалось больше, чем светских гостей. Вообще церемония прошла не пафосно, хотя список артистов говорил сам за себя. Начали с музыкального приношения недавно ушедшей из жизни Монсеррат Кабалье, включив фрагмент видеозаписи ее выступления с каватиной Нормы. Программу концерта составил роскошный букет из преимущественно знаменитых итальянских арий, чтобы никто не сомневался, что родина оперного искусства – Италия. На сцену выходили певцы-лауреаты и прошлого года, и нынешнего, в лучших традициях жанра срывая восторженные овации слушателей. Правда, двое лауреатов премию не посетили, а о том, что они победили, можно было узнать только в буклете. Не исключено, что «певица года – 2017» Аида Гарифуллина в это время блистала на очередной европейской сцене, а «Кавалер оперы – 2017» (не путать с «Кавалером розы») Валерий Гергиев продолжал завоевывать оперный мир.
«Певцом года – 2017» стал солист Мариинского театра Владислав Сулимский, которого наградили за партии в операх «Симон Бокканегра» и «Сицилийская вечерня» Верди, а также «Золото Рейна» Вагнера. На концерте своим поклонникам артист подарил другие вердиевские арии – Макбета («Pieta, rispetto, amore») и Риголетто (знаменитую «Cortigiani, vilrazzadannata»), а также на бис балладу Томского из «Пиковой дамы» Чайковского. Но и это еще не все – вместе с Ильдаром Абдразаковым Сулимский спел в дуэте Эцио и Атиллы из оперы Верди «Атилла», став «певцом вечера». Сам же Абдразаков легко и непринужденно исполнил Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» Гуно, после чего поблагодарил жюри за высокое доверие к себе и коллегам: «Если нам вручают премии критики – значит, мы идем правильной дорогой».
Другие гости, прежние лауреаты премии Casta Diva, радовали великолепными номерами и отличной вокальной формой. Особенно – бас Дмитрий Ульянов, представший и в образе князя Галицкого, и в образе хана Кончака из оперы «Князь Игорь» Бородина. Изумительно четкая дикция и артистизм Ульянова приводили публику в восхищение не меньше, чем его эмоциональность (в начале арии Галицкого кольцо с его пальца взметнулось вверх, в сторону оркестра). Красиво и ярко выступила семейная пара – Агунда Кулаева и Алексей Татаринцев, признаваясь друг другу в любви в дуэте Кончаковны и Владимира Игоревича из того же «Князя». По отдельности певцы предстали в арии Леоноры из оперы «Фаворитка» и арии Эдгардо из «Лючииди Ламмермур» Доницетти. К сожалению, на их фоне затерялся номер Виктории Яровой – редкая на российских подмостках ария Фальеро из не менее редко исполняемой у нас оперы Россини «Biancae Falliero». Певица и оркестр не всегда совпадали в темпе, а в сложнейших фиоритурах солистке не хватало интонационной точности. Всю церемонию музыкантов сопровождал оркестр «Новой оперы» под управлением Андрея Лебедева.
«Спектаклем года – 2017» жюри выбрало «Альцину» Генделя в постановке Большого театра (копродукция с фестивалем в Экс-ан-Провансе). Исполнительница партии Морганы Анна Аглатова, забрав приз, призналась, что петь на сцене ей проще, чем говорить, – и доказала это с помощью арии Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь» Генделя. «Событием года» назвали выступление хора musicAeterna в Перми и на Зальцбургском фестивале. Получать статуэтку из рук самого скульптора отправился не хормейстер Виталий Полонский и уж тем более не дирижер Теодор Курентзис, а директор театра Андрей Борисов, который произнес впечатляющую речь, рассуждая об уральских и греческих корнях. Пермскую эстафету подхватили новые звезды оперной труппы театра – Константин Сучков и Зарина Абаева. Сучков блистательно перевоплотился в образ доктора Малатесты (опера «Дон Паскуале» Доницетти), Абаева держала в напряжении зал, заставляя восхищаться тонкими переходами динамических оттенков (опера «Сила судьбы» Верди, ария Леоноры), а совместный дуэт Леоноры и графа ди Луны из вердиевского «Трубадура» стал поистине усладой для слуха.
В этом году на премии Casta Diva появилась новая номинация – «Мировая премьера». В ней победила опера «Проза» современного российского композитора Владимира Раннева, который здесь предстал еще и как режиссер. Опера Электротеатра Станиславский покорила критиков еще на премьере не только оригинальным способом воспроизведения текстов (один – поется, другой, одновременно, показан на экране в виде комиксов), но и в принципе новым подходом к оперному жанру. Вручая награду композитору Ранневу, художнику Марине Алексеевой и музыкальному руководителю постановки Арине Зверевой, шеф-редактор издательства «Композитор» Петр Поспелов и вовсе применил к «Прозе» знаменитый термин Gesamtkunstwerk (универсальное произведение искусства). Однако многочисленные бабушки в зале, по-видимому, остались не в восторге от такого решения жюри, явно не понимая, почему после Верди и пышных платьев на сцене появились эти люди.
комментарии(0)