Фото предоставлено Государственной академической симфонической капеллой России
Афиша концертного зала “Зарядье” впечатляет разнообразием и одновременно очевидным наличием хорошего вкуса у ее составителей. Сочетать первое и второе – искусство особое, не всем подвластное. Хочется верить, что у команды нового зала хватит запала надолго – а, стало быть, у столичных меломанов будет много возможностей приобщиться к прекрасному.
Новое музыкальное пространство тестируется по самым разным направлениям и параметрам. Пробуют здесь и оперу, причем как в чисто концертном формате, так и в театрализованном. На открытии рахманиновского фестиваля в сентябре свою совсем свежую работу – юношескую оперу гения «Алеко» - показала «Геликон-опера», спектакль молодого режиссера Ростислава Протасова. А в октябре Валерий Полянский и его Государственная академическая симфоническая капелла России представили «Иоланту» Чайковского – и вышло даже весьма символично: ту самую оперу, которую Петр Ильич, восхищенный талантом молодого Рахманинова, прочил в пару его дебютному сочинению.
Последние лет двадцать выдающийся хоровой и симфонический дирижер Полянский всемерно продвигает оперу. Так, как он ее видит: с максимальным уважением к авторскому тексту и не допуская волюнтаристских фокусов современной режиссуры. За эти годы им исполнено три десятка театральных опусов – нередко не в строгом концертном варианте, а со значительными элементами театрализации. Солисты выходят в этих semi-спектаклях в костюмах, соответствующих эпохе, прописанной в либретто, на экране демонстрируется видеоряд, также сообразный сюжету – он в известной степени заменяет театральные декорации. Некоторые элементы реквизита присутствуют на сцене, еще более усиливая театральную атмосферу этих концертов, а артисты лицедействуют – режиссеры ставят им мизансцены, помогают прочертить рисунок ролей, сделать исполнение более убедительным, по-театральному эффектным.
«Концертная Опера Полянского» вполне состоялась и сегодня является альтернативой зачастую слишком смелым, если не сказать жестче, экспериментам оперных театров Москвы. Свои проекты маэстро не раз представлял в Большом зале консерватории и Концертном зале Чайковского, в Большом театре и Российском молодежном, в Театре армии, на других площадках. Теперь состоялся дебют на новой московской сцене: пожалуй, если сравнивать со всеми прежними проектами, «Иоланта» получилась наиболее яркой и именно по-театральному убедительной.
Режиссеру Игорю Яцко удалось создать на концертной эстраде настоящий, живой театр – с естественными, гармоничными мизансценами, удачно избежав всех натяжек, которые неизбежно возникают в подобном формате. Исключительно гармоничен оказался видеоряд: прекрасные готические замки и монастырские сады искренне радовали глаз публики. В целом хороши и костюмы, подчеркивающие романтическое видение средневековой эстетики, что сообразуется с восторженным отношением автора оперы к французской медиевистике, явленное еще ранее «Иоланты» в другой его опере – «Орлеанской деве» (художественное оформление – Вадим Андреев).
Но самое главное, конечно, это музыкальное прочтение. Глубина прочувствованности лирики и экстатики Чайковского, явленная Полянским, поражает и приносит полное удовлетворение. Щемящая грусть, сладчайшая нежность мелодий, острота восторженности, гимнические фанфары – эти ключевые для этой оперы музыкальные настроения подчеркнуты маэстро бескомпромиссно выпукло, зримо, а оттого производят не просто эффектное впечатление, но затрагивают душевные струны. Коллективы Госкапеллы не только радуют точностью, слаженностью, стройностью исполнения, но искренней выразительностью.
Состав солистов сочетал как традиционных для проектов Полянского певцов, так и новые имена (или тех, кто участвовал ранее в них лишь изредка, эпизодически). Творческой удачей можно счесть исполнение партии титульной героини Анастасией Привозновой – ее чистое и сильное сопрано с прекрасной дикцией убеждало в каждой фразе. Ответственную партию Водемона (хотя бы в силу того, что публика еще прекрасно помнит выдающихся исполнителей этой партии недавнего прошлого) в целом уверенно спел Евгений Либерман. Блеснул в самом главном хите оперы «Кто может сравниться с Матильдой моей» Андрей Бреус (Роберт), выпуклыми речитативами порадовал Валерий Гильманов (Рене), сочностью подлинного контральтового звучания – Евгения Сегенюк (Марта). Бас Руслан Розыев взялся за весьма непростую партию для драматического баритона – мавританского врача Эбн-Хакии – и сумел оказаться убедительным в сложнейшей медитативной арии «Два мира».
Удачный формат театрализованного концертного исполнения благожелательно был воспринят публикой. Его стоит развивать и впредь, тем более, что возможности нового зала-трансформера безграничны и здесь ещё не раз можно поэкспериментировать с театральными формами.
комментарии(0)