0
3926
Газета Культура Печатная версия

02.10.2018 17:49:00

Брейгель плечом к плечу с Уэсом Андерсоном

В Музее истории искусств в Вене открывается уникальная ретроспектива Питера Брейгеля Старшего

Тэги: музей, вена, выставка, ретроспектива, питер брейгель старший, сабина пино, интервью

Полная On-Line версия

музей, вена, выставка, ретроспектива, питер брейгель старший, сабина пино, интервью На выставке в Вене покажут величайшие полотна художника. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563. Музей истории искусств, Вена

В 2019 году будут вспоминать 450-летие со дня смерти Питера Брейгеля Старшего. До наших дней сохранилось лишь около 40 его картин, из них 12 находятся в венском Музее истории искусств (KHM) – это самая большая в мире коллекция брейгелевских работ. Во многих музеях его произведения – «невыездные», но для нынешней крупнейшей ретроспективы мастера удалось собрать 30 картин. И еще – 30 рисунков и 30 гравюр. В ноябре в Музее истории искусств откроется выставка, которую курирует Уэс Андерсон. О влиянии на Брейгеля босховских демонов и о том, были ли его работы политически окрашены, куратора Сабину ПЕНО спросила корреспондент «НГ» Дарья КУРДЮКОВА. А Пауля ФРЕЯ, директора по развитию Музея истории искусств, – о выставке Андерсона.

– Сабина, известно, что впервые можно будет увидеть рядом и сравнить венскую «Вавилонскую башню» и версию из роттердамского Музея Бойманса – ван Бенингена. А привезут ли из Берлина «Нидерландские пословицы»? И удастся ли воссоединить для выставки серию «Времена года»?

– «Нидерландских пословиц» не будет, поскольку картина не может путешествовать. Из Берлина мы покажем работу «Две обезьяны». А в цикле «Времена года» впервые за 350 лет воссоединим четыре работы – три из коллекции Музея истории искусств и одну из коллекции Лобковиц в Праге (еще одна работа – «Жатва» хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. – «НГ»).

– К ретроспективе Босха, прошедшей два года назад в Хертогенбосе и в Мадриде, голландские исследователи приурочили большой исследовательский проект Bosch Research and Conservation Project – BRCP (см. «НГ» от 02.06.16). Расскажите, пожалуйста, о вашем брейгелевском исследовательском проекте, начавшемся в 2012-м.

– В последние годы исследования, включая технико-технологические, преимущественно были связаны с работами сыновей Брейгеля (Питер Брейгель Младший (Адский) и Ян Брейгель Старший (Бархатный). – «НГ»). В рамках нашего проекта (The Vienna Bruegel Project) сделаны новые научные изыскания, прежде не проводившиеся, что внесло фундаментальный вклад в изучение творчества основателя династии. Более того, впервые были комплексно исследованы все медиа, с которыми Брейгель работал: живопись (и подготовительные наброски к ней), рисунки и гравюры, – и их связь друг с другом. Раньше их обычно анализировали по отдельности. Так что сейчас сделан новый шаг в изучении всего брейгелевского творчества. И все материалы, касающиеся изучения процесса работы Питера Брейгеля Старшего, – в основном новые. Это станет темой симпозиума, который пройдет в декабре.

Картина «Вид Неаполитанского залива» была приписана Брейгелю нашей кураторской командой, в которую вошли руководитель реставрационных мастерских Картинной галереи Музея истории искусств Эльке Оберталер, генеральный директор Музея изящных искусств Антверпена Манфред Селлинк, профессор истории искусств из университета Куинс в Кингстоне Рон Шпронк, я и исследователь нашего Музея истории искусств Алиса Хоппе-Арнонкур.

– Брейгель изучал работы Босха и сам писал, по словам Карела ван Мандера, «бесовщину и разные смешные сцены». В 1562-м Брейгель создал «Падение ангелов» и «Триумф смерти» (эта недавно отреставрированная работа из Прадо тоже будет на выставке). Влияние босховской «демонологии» в этих картинах очевидно, а в «Триумфе смерти» есть даже характерное босховское зарево пожара. Можно ли говорить о том, что Брейгель до конца жизни находился под влиянием предшественника?

– Я бы сказала, что влияние Босха у него очевидно до 1564 года и графической работы «Падение мага Гермогена».

– Любимые Брейгелем, жителем равнинной земли, горные пейзажи – это импульс его путешествия через Альпы или продолжение традиции нидерландской и немецкой живописи? И изображал ли он когда-нибудь реальную местность или всё это фантазийные пейзажи?

– И то и другое сыграло огромную роль. Он вписывал себя в традицию пейзажной живописи, но одновременно его работы отразили опыт, приобретенный во время поездки через Альпы. Что касается реальных видов и фантазий, мнения разнятся, но я думаю, что брейгелевские пейзажи – фантазийные изображения, основанные на непосредственных впечатлениях. За исключением рисунка «Ярмарка в Хобокене» – известно, что тут он представил конкретный город. Так же как в упомянутом «Виде Неаполитанского залива».

– В некоторых картинах Брейгеля, как иногда считают, есть политический подтекст. К примеру, «Избиение младенцев» из Музея истории искусств с военачальником в черном и в заснеженном ландшафте, возможно, намекает на подавлявшего в Нидерландах мятежи испанского герцога Альбу, которого в стране прозвали «Черным» Альбой и из-за жестокости, и из-за костюма. Тем не менее один из придворных Филиппа II покупал произведения Брейгеля. То есть испанцы не притесняли Брейгеля из-за таких намеков?

– Нет. К тому же вопрос о том, были ли его композиции политически критическими, не решен. Но в социальном смысле Брейгель действительно был близок к представителям общества, связанным с политической властью.

– Одна из примет Ренессанса – внимание к человеку и соответственно развитие портрета. Но Брейгеля лица людей интересуют мало (хотя он и оставил живописную «Голову крестьянки» и ставший хрестоматийным рисунок «Художник и знаток»). Почему?

– Нужно разделять разные виды живописи и лучше вглядеться в работы Брейгеля. Скажем, в «Крестьянской свадьбе» есть несколько изумительных портретов. 1 октября заработал сайт insidebruegel.net, где можно посмотреть все работы, которые мы изучали в Музее истории искусств в рамках нашего исследовательского проекта. Впервые зрители смогут увеличивать эти работы, чтобы погрузиться в живописный мир Питера Брейгеля Старшего и лучше ощутить то, что называется Рукой Мастера.

– Пауль, в ноябре у вас откроется необычный кураторский проект – теперь это модно называть форматом «интервенции» в музейные коллекции, – его делают всемирно известный режиссер Уэс Андерсон и его подруга, дизайнер Джуман Малуф. Чего вы ждете от этой выставки и как в принципе зрители Музея истории искусств воспринимают современное искусство в классическом музее?

– Заполучить в качестве приглашенного куратора одного из самых именитых режиссеров современности, – конечно, большая удача. Андерсона обожают молодые зрители, а это как раз та возрастная группа, которую зачастую Музею истории искусств привлечь трудно. Его мировая слава привлечет к музейным коллекциям новых посетителей со всего мира. Уэс и Джуман отобрали 423 предмета из всех 14 коллекций Музея истории искусств. Из этих 423 произведений 350 были в запасниках, соответственно очень многое публика увидит впервые (там много предметов, которые прежде вообще публично не экспонировались). Словом, в плане выбора экспонатов и того, как они будут представлены, этот проект не похож ни на что из когда-либо нами сделанного.

Как только мы анонсировали эту выставку, ею заинтересовались многие известные музеи по всему миру. В частности, нас спрашивали из лондонской Королевской академии, сможет ли эта выставка потом отправиться к ним. Мы решили сотрудничать с Фондом Прада, одной из самых успешных и заметных культурных институций. Так что потом выставка отправится в их миланский музей, построенный по проекту Рема Колхаса и открывшийся три года назад.

- Недавно в вашем музее закрылась выставка произведений из Эрмитажа. Планируете ли вы сейчас другие проекты с этим или с другими российскими музеями?

- Мы обсуждаем с Эрмитажем другую выставку. Было бы интересно сделать совместный проект об археологии, задействовав собрания обоих музеев. Еще было бы интересно выстроить диалог между объектами из нашей Кунсткамеры, произведениями из коллекций Габсбургов, - и из собраний русских монархов.

- В конце 2019 года ваш музей возглавит Айке Шмидт, нынешний директор Галереи Уффици. Когда стало известно о его назначении, он, в частности, сказал, что хочет увеличить число иностранных посетителей в музее. Музей истории искусств в Вене - среди известнейших в мире, не думала, что у вас есть трудности с привлечением туристов. Чего еще музей ждет от нового руководителя?

- Развития стратегии, которая помогла бы сделать музей еще доступнее как для туристов, так и для местных жителей. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
357
 ВЫСТАВКА  "Русское невероятное"

ВЫСТАВКА "Русское невероятное"

0
351
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2205
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
2164

Другие новости