0
3604
Газета Культура Печатная версия

13.09.2018 17:43:00

Дирижерская премия уехала в Белгород и Баку

Евгений Светланов оказался востребованным даже в Гватемале

Тэги: конкурс дирижеров, париж, премия, евгений светланов

On-Line версия

конкурс дирижеров, париж, премия, евгений светланов Лауреаты конкурса азербайджанец Фуад Ибрагимов и россиянин Дмитрий Филатов. Фото автора

В Париже, в главной аудитории Французского радио, прошел Четвертый международный конкурс дирижеров имени Евгения Светланова. Его 18 участников и 2 лауреата, россиянин Дмитрий Филатов и азербайджанец Фуад Ибрагимов, – не просто яркое пополнение музыкантской элиты мира. Это новое свидетельство мирового признания русской традиции как одной из стержневых в высшей сфере музыкального исполнительства – дирижерском искусстве.

Хотя конкурс существует уже около 10 лет, до сих пор можно услышать вопрос, почему соревнование имени русского дирижера проходит не в России. Кого-то в родном отечестве этот факт даже обижает, но претензии вряд ли стоит адресовать устроителям – скорее российским культурным начальникам, которым подобная идея почему-то в голову не пришла. Но и сам Евгений Федорович, как рассказывает преемница его творческих прав, генеральный директор конкурса Марина Бауэр, оставил пожелание, чтобы соревнование проходило именно во Франции, стране, которую он очень любил, с оркестрами которой много работал, особенно с коллективом Радио Франс. Не случайно именно этот оркестр, один из лучших в Европе, стал базовым коллективом конкурса, а его штаб-квартирой – Аудиториум, сердце грандиозного комплекса Французского радио на берегу Сены неподалеку от Эйфелевой башни.

Председателем международного жюри на предыдущих трех конкурсах был прославленный пианист и дирижер Владимир Ашкенази (а в этом году – один из самых успешных русских дирижеров Александр Ведерников). Лауреатами становились Андрис Пога, ныне руководитель Латвийского национального симфонического оркестра, Доминго Хиндоян, ассистент генерального музыкального директора Берлинской государственной оперы, Лио Куокман, руководитель оркестра Болгарского радио… 

В оргкомитет пришло 360 заявок из 57 стран. Эксперты под руководством артистического директора конкурса, композитора Рене Керинга отобрали 18. Кто были эти претенденты? Трое россиян – Дмитрий Филатов, Анна Ракитина, Павел Петренко. Украинец Иван Чередниченко, азербайджанец Фуад Ибрагимов. Финны Лаури Ахокас и Йоонас Питкянен. География понятна, на пространстве бывшего СССР и вблизи него имя Светланова должны прекрасно знать. Не удивляет и участие двух французов – Антуана Глатара и Жордана Гюдефена. Но вот, например, гватемалец Бруно Кампо – что ему Светланов?

Оказывается, очень даже «что». Молодой человек, в чьей стране был один-единственный Национальный симфонический оркестр, задумал создать систему молодежных коллективов по образцу той, что построил у себя в Венесуэле великий педагог, «латиноамериканский Макаренко» Хосе Антонио Абреу. 12–13-летние гватемальские ребята стали с увлечением играть симфонии Чайковского, а какие мастерские записи брать за образец? Тут и оказалось, что по широте охвата репертуара никто не сравнится со Светлановым. Как и мало кто встанет рядом с ним по магнетической мощи исполнения.

Похожие истории рассказывали практически все участники. Турок Муратджем Орхан  тоже испытал «светлановское притяжение»: он по первой специальности оперный певец. Евгений Федорович – сын оперных артистов и природу вокальной музыки чувствовал как мало кто.

 Второй тур оказался, пожалуй, самым суровым и для исполнителей, и для публики. Вся «восьмерка», не сговариваясь, выбрала из предложенного первую часть Скрипичного концерта Сибелиуса и первую же – Шестой симфонии Чайковского. Но если в концерте добавил разнообразия своей очень гибкой игрой французский скрипач русского происхождения Марк Бушков, то в симфонии мы все: и музыканты, и зал – оказались один на один с жестокой душевной правдой Петра Ильича. Выдержать такое восемь раз подряд и не перегореть практически невозможно. Чудо совершил Дмитрий Филатов: играя предпоследним, он так подал знаменитую тромбоновую кульминацию, что и автор этих строк, и многие рядом испытали настоящее потрясение. Если до того большинство симпатизировало артистичному (о технической виртуозности и не говорим) Фуаду Ибрагимову, то теперь лидеров стало два.

Так они прошли третий, финальный тур, где надо было сыграть два обязательных произведения – симфоническую поэму Светланова «Даугава» и пьесу «Планета Светланов», специально написанную екатеринбургским композитором Ольгой Викторовой к конкурсу, а завершить выступление свободно выбранным крупным симфоническим сочинением. Фуад порадовал праздничным, как фейерверк, исполнением Концерта для оркестра Бартока, а Дмитрий увлек неожиданной, по-русски широкой трактовкой Симфонии Франка, в которой услышались предвестия скрябинского космизма… Итог – две вторые премии: одна отправилась с Дмитрием в его родной Белгород, где он дирижирует оркестром филармонии, другая – в Баку, де Фуад - главный дирижёр Бакинского камерного оркестра и дирижёр Азербайджанского государственного симфонического оркестра. Первую и третью не дали никому – не исключаю, что и по финансовым соображениям. А два диплома вручили китайцам – техничному гонконгцу Уилсону Ингу и импульсивному пекинцу Хаорану Ли (оба, впрочем, живут в Германии). Хаорану также достались дипломы симпатий зрителей и, что особенно ценно, оркестра. 

Точное знание того, что будет воспринято музыкантами и залом, продемонстрировала главный организатор события Марина Бауэр. Это она составила программу памятного концерта в день 90-летия Евгения Федоровича, который специально освободили от конкурсных прослушиваний. Все это (Соната-воспоминание Метнера, Трио №2 Рахманинова, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского и так естественно вставшая в этот русский ряд Поэма для скрипки с оркестром самого Светланова) – любимая музыка Евгения Федоровича. И сыграли ее музыканты, в светлановском духовном поле не случайные – пианисты Борис Березовский и Андрей Коробейников, скрипачи Вадим Репин и Дмитрий Махтин, виолончелист Александр Князев, дирижер Андрис Пога и, конечно, оркестр Радио Франс.

Кстати, участие одного из лучших симфонических коллективов страны, предоставление главной национальной радиостудии – все это вклад в конкурс французского государства. Российское не потратило ни копейки. Хотя светлановское соревнование (о котором на Радио Франс прошло 68 передач) – это важный вклад в мировой имидж России. Впрочем, не будем зря обижать и родину Евгения Федоровича. Здесь, в Московской консерватории, в ноябре пройдет фестиваль «Вселенная Светланова». 13 концертов – музыка и музыканты, которых любил великий дирижер.

Париж–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сбер наградил премиями двигателей российской науки

Сбер наградил премиями двигателей российской науки

Андрей Гусейнов

Банк особо отметил ученых, применяющих искусственный интеллект в исследованиях

0
3047
В ожидании госпожи Чеховой

В ожидании госпожи Чеховой

Ольга Рычкова

Для прозаика и драматурга Николая Железняка театр – это жизнь, а не наоборот

0
3034
Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Милена Фаустова

В организации церемонии увидели подчиненность Католической церкви властям Франции

0
5489
Так есть ли отмена русской культуры в киноиндустрии?

Так есть ли отмена русской культуры в киноиндустрии?

Российский артист впервые номинирован на "Золотой глобус", и этому никто не сопротивляется

0
6933

Другие новости