Фото агентства городских новостей Москва
Вопреки ожиданиям, свой 33-й сезон «Табакерка», а теперь Театр Олега Табакова открыл не на Сухаревской, где было возведено новое здание для труппы и не в подвале на Чаплыгина, где три десятилетия играли артисты, а в Школе Табакова, колледже, который организовал мэтр в последние годы.
Артисты-корифеи не стали главными гостями на этом сборе. Владимир Машков сделал ставку на юных актерах-учениках. Любопытно, что в эту актерскую школу не отбирают интересные типажи, здесь учатся юноши и девушки усредненной кинематографической внешности. В этом году набор первокурсников в Школу был отменен. Но 2, 3 и 4 курсы расположили на учебной сцене и сделали главными героями дня (напомним, что на обучение здесь набирают после 9го класса). Так Машков, очевидно, выразил свою позицию – важна преемственность, важно будущее, а настоящее – это лишь его связь с прошлым.
Евдокия Германова скромно жалась у стенки, Роза Хайруллина – на балкончике, так как место хватило не всем в небольшом помещении. Зато сам Машков заполнил своей энергетикой, кажется, весь и без того переполненный зал. Позже он признается, что и раньше-то спал мало, а теперь и вовсе перестал – слишком много работы. «Я ждал этого момента 135 дней – это столько, сколько я пребываю в должности руководителя», – сказал артист, предваряя свое выступление.
Коротко о планах. Открыть памятник учителю, создав Площадь Солнца на Сухаревке возле театра. Рядом с «Атомом солнца» на лавочке примостится Олег Павлович с котом Матроскиным. Этот памятник возведет скульптор Александр Рукавишников, а вот остановка автобуса около метро Сухаревская уже названа именем Табакова. Открыть к ноябрю зеркальное фойе там же (в этом и заключается модернизация «Сцены на Сухаревской»), завершить ремонт исторической сцены на Чаплыгина – его двери откроются только к Году театра. Поэтому театр сейчас приступает к прокату спектаклей на чужих площадках в Москве.
Школу Табакова успели отремонтировать за лето. Каждый курс получил своих наставников из труппы «Табакерки». Также приглашены педагоги по новомодным предметам – например, по искусству степа, по постановке дефиле, амбидекстр – по развитию обоих полушариев мозга, вокалист – артистка мюзикла, и даже педагог по практической психологии. Учебный план Машков, видимо, собирается совершенствовать с оглядкой на голливудские стандарты. Но и о корнях он не забывает – прямо на сборе он предложил студентам вытащить каждому свой заветный «атом солнца», где был запрятан номер с фамилией почивших артистов, взяв со студентов обещание вскоре «отчитаться» в изучении их биографии и творчества – тех, кто достиг вершины призвания. Под номером один, безусловно, шел Олег Палыч. Его номер вытянули трое новобранцев, взятых в труппу.
По очереди юные актеры-студенты узнавали свои будущие образцы для подражания, зачастую даже не зная про них ни слова. Только на самых известных фамилиях раздавались радостные возгласы, но зал активно поддерживал аплодисментами. Кроме классиков 20 века – от Вахтангова до Леонова, от Дикого до Броневого, Машков «подтасовал» еще более глубокую историю – от Федора Волкова до Марии Лилиной и Пелагеи Стрепетовой. И еще массу легенд отечественной сцены, про которых сегодня слету способны рассказать, наверное, лишь специалисты.
Машков, как оказалось, очень любит сентиментальные и немного даже пафосные высказывания. Не раз он обратился в приветственном слове к цитатам из Станиславского, Чаплина, ну, конечно, своего мастера – Табакова. «Если мы достойно продолжим дело учителя, значит, он потратил на нас время не зря», – сказал Машков. Своей идеей новый худрук выбрал объединение театра и его школы, профессионалов и учеников. Машков планирует восстановить давние, из 90-х, постановки Олега Табакова, с молодыми составами. Еще раз – «Матросскую тишину» (одна из версий легендарного спектакля вышла в 2016 году) с собой в главной роли. «Я 20 лет не был на сцене, прошу помочь мне. Это один из важных выходов в другую жизнь для меня», – искренне обратился к коллегам любимец публики. И «Билокси блюз». Со старым репертуаром Машков церемониться тоже не будет: «Спектакли, которые не будут становиться лучше, будут уходить», – предупредил он.
«Актер должен быть в школе, для того чтобы «сорвать с себя налипшие ракушки»…Школа и театр – единый коллектив, без школы театр существовать не может. Об этом думал и Табаков, и Станиславский, и Вахтангов. У нас же есть целая «империя», созданная Табаковым (школа, две сцены, мастерские). И никакой другой задачи, как становится лучше – у нас нет», – объяснил Машков свою позицию. – Хочется активизировать и актеров: если вы не передаете свой опыт и знания, значит вы эгоисты. Значит, вам неинтересно играть с хорошими партнерами».
комментарии(0)