Биеннале добавляет Винзаводу атмосферности. Фото автора
Выставка «OFFLINE: Основной проект III биеннале искусства уличной волны АРТМОССФЕРА» выплеснулась в Большое Винохранилище – колоритное сводчатое подземелье с очевидными следами потертости временем, что, конечно, природе такого искусства гораздо ближе, чем вылизанное официально-официозное пространство Манежа, где биеннале проходила в прошлый раз. Но главным в этом выпуске стал не основной проект, а исследовательский – конспект российского уличного искусства, представленный в Цехе Красного.
OFFLINE производит впечатление выставки, говорящей более или менее конкретно ни о чем. С одной стороны, это не отличающийся новизной призыв к человечеству выпутаться из сетей онлайн-жизни. С другой, принцип, выявляющий противоречие между принципом работы уличных художников, которые, как здесь и пишут, сегодня часто распространяют знание о своих произведениях через Instagram. Впрочем, на выходе из Винохранилища висит табличка, шутливо откликающаяся на всевозможные запретительные общественные воззвания вроде «Купание в водоеме запрещено», тут это – «Нельзя оставлять улицу». Наконец, с третьей стороны, это функционирование самого Большого Винохранилища – по словам Сабины Чагиной (АРТМОССФЕРУ они основали с Юлией Василенко), тут просто не работает сотовый телефон, что и подтолкнуло биеннальную команду к выбору такого заглавия.
Эту выставку они разделили на три части: «Онлайн», «Постинтернет» и самая масштабная – OFFLINE. Тема, как тема всех биеннале в мире, сформулирована максимально широко, и поговорить – тем более что отобранные жюри работы 40 российских и зарубежных художников были созданы в арт-резиденции в Москве – можно было о многом. О проекте «Платформа», работавшем как раз на Винзаводе, не обмолвились ни словом. Зато один из зарубежных участников сделал граффити «Beyond enemy lines» – белые буквы на черном фоне, окруженные импровизированным цветением нарисованных тут же белых ромашек, максимально скругленное послание обо всем и ни о чем конкретно.
«Уличная волна» здесь не только и даже не столько муралы (а в России, к слову, теперь находится самый большой в мире мурал площадью в 10 тыс. кв. м – в прошлом году в Выксе его сделал Миша Most, см. номер от 30.06.2017), но и инсталляции, и холсты, и даже перформансы. Тут ведут разговоры о пресловутой дигитализации и рукотворности, как в серии Данилы Шмелева «Зависимость», где уже картины имитируют реальность цифровых снимков. Тут вспоминают о детстве без гаджетов, а с играми во дворах, как в инсталляции «Кинетическое детство»: Эльдар Ганеев из арт-группировки «ЗИП» иронично, но предсказуемо противопоставляет компьютерам прыганье через резинку в испещренном граффити дворе со стоящими тут же качелями. Их сиденья – пластиковые стулья, а крутятся они вокруг стола со старыми толстенными компьютерными мониторами. Забавно, но чего-то не хватает, чтобы увлечься. Сказку о потерянном времени рисует Дима Фатум, в «Похищении Времени», перефразируя берниниевскую скульптуру «Похищение Прозерпины» и наделяя персонажей иконками с сигналом сети и авиарежима. Проект постоянной участницы АРТМОССФЕРЫ, фотожурналистки Марты Купер, в свое время архивировавшей рождение стрит-арта в нью-йоркской подземке, в Москве сделан с Адель Рено. Первая снимала голубятни, островок старого быта, в разных концах света, вторая реалистически написала огромного голубя, словно берущего эту ностальгию из разных мест в общие скобки.
OFFLINE приятно фотографировать и легко смотреть. Сделано добротно. Добавляет атмосферности Винзаводу и пользуется его атмосферностью. Но – почти не задевает, выглядя как-то причесанно. Все-таки одно дело, когда, к примеру, неподалеку от здания ТАСС замечаешь новую, весьма язвительную работу известного нашего уличного художника – и в скором времени ее закрашивают. И другое, когда появляется такой концентрат про двойственность Сети и ее сетей, про слишком общие призывы жить реальной жизнью и т.д. Но проблем, много обсуждаемых как раз онлайн, в социальных сетях, здесь не касаются. Тут больше декоративности, недаром в комплексе всего Винзавода основной биеннальный проект обрамлен, с одной стороны, огромным газоном художника Spy на главной площади, с другой, граффити Are you fake? – что вывел нью-йоркский Faust в проекте «Стена». Потому гораздо важнее – курируемый художником Дмитрием Аске при участии сооснователя портала partizaning.org Антона Польского исследовательский проект «Уличное искусство в России с 1980-х по 2010-е», сейчас развернутый в Цехе Красного в виде откомментированной и проиллюстрированной хроники важнейших событий. Обещают, что скоро он станет книгой.
комментарии(0)