Фото предоставлено ГИТИСом
Российский институт театрального искусства (ГИТИС) презентовал начальные результаты запущенных исследований, а также запланированные мероприятия в рамках новой лаборатории – старт ей дали в июне 2018 года. Задачу «Лаборатории будущего театра» ее руководители видят в проведении футурологических исследований в области театра. «Мне кажется важным, чтобы ГИТИС стал лидером в научных исследованиях», – рассказал ректор вуза Григорий Заславский. «Это будет не только сухая научно-исследовательская и социологическая деятельность для понимания того, где сегодня находится наш театр, и куда он движется. Экспериментальная творческая работа станет важной частью деятельности лаборатории», – пояснил он.
Над созданием демографического портрета современного зрителя и обширной статистикой российских театров (количество, принадлежность, классификация) начали работать эксперты-аналитики лаборатории – доцент РАНХиГС Олег Иванов, специалисты по исследовательской работе и экспертизе компании «Киноэкспертиза» Надежда Астахова и Никита Большаков. Интересно, что подсчитав работающие в России театры – государственные и негосударственные, которые сегодня в равной степени активно формируют культурную среду, эксперты получили данные превышающие официальную статистику даже по бюджетным театральным учреждениям. А независимые театры госстатистика и вовсе не видит.
Лабораторией учитывались только театры профессиональные с продажей билетов на спектакли. Итого – нашлось 1056 негосударственных из 1762 работающих на территории страны, оказалось, что каждый пятый театр имеет детский репертуар, а 309 театров (17,5%) расположено вне столичных центров. Преимущественно негосударственными театрами являются антрепризы и продюсерские компании, лаборатории и экспериментальные театры, арт-площадки, театры пластики и танца, комбинированные театры. Причем в регионах независимых театров порой больше, чем государственных. Это очевидно отражает новый зрительский спрос.
Живое анкетирование (второй этап – интернет-опрос) в 13 театрах пяти городов (около 2500 посетителей) выявило, что современный театральный зритель – это женщина, причем, в среднем, 39 лет. Больше половины опрошенных посещают театры 2-3 раза в месяц, 20 % – до нескольких раз в месяц. Обычно, выбирая постановку для посещения, зрители руководствуются советами друзей, спецификой сюжета и участием известных и любимых актеров. И, естественно, ориентируются на страничку театра в интернете. Любопытно, что те, кто сейчас является активным театралом, впервые пришел в театр до 10 лет. Из этого можно сделать вывод о том, как важно развивать и поддерживать детский театр.
За творческий кластер лаборатории отвечает продюсер Эдуард Бояков. По его мнению, сегодня, когда в театр приходят новые технологии, нужно пересматривать саму идею этого искусства. Творческая работа будет посвящена лабораторному поиску в каждой из театральных профессий – философ-театровед, сценограф, продюсер, режиссер, драматург. От исследований и проектирования с творческими сессиями к созданию моделей нового театра, которые будут предложены впоследствии профессиональному сообществу – такую программу предполагается осуществить. Для выработки четкого терминологического аппарата участники будут сотрудничать, в том числе, с философским факультетом МГУ.
Непосредственно футурология станет вторым этапом лаборатории. Пока же – нужна инвентаризация. «Нельзя прекращать работу в чистой социологии, но уже в конце нынешнего года мы начнем заниматься футурологией. И ведь мы еще мало знаем о том, кто вообще в мире занимается будущим театра», – сказал Бояков. Для этого лаборатория займется и обзором существующих мировых программ, институтов и кафедр. Представлены исследования будут и в электронном открытом архиве, и в виде альманахов, и в виде творческого регионального фестиваля «Неделя будущего театра» (сентябрь 2019-го). С ноября по май 2019 года планируется проведение конкурса студенческих работ на тему театра будущего (по тексту, форме, технологиям).
комментарии(0)