0
2214
Газета Культура Интернет-версия

28.08.2018 16:05:00

Лес, гроза и зов начала

О ХХ фестивале современного танца OPEN LOOK


Пластический спектакль "ГРОЗА" (по мотивам Островского). Фото с сайта open-look.ru

Как водится, к юбилею - немного статистики. За два десятилетия организаторы самого крупного и старейшего в России фестиваля contemporary танца и создатели (в 1997 году) Дома танца «Каннон Данс» Наталья и Вадим Каспаровы сделали для развития современного танца в стране больше, чем иные официальные культурные институции. Более 200 танцевальных компаний и 600 зарубежных и российских педагогов приняли участие в национальных и международных проектах «Каннон Данс». В их числе более 50 различных международных акций, среди которых помимо юбиляра – Национальная платформа «RUSSIAN LOOK», фестивали DANCE4KIDS, «Пластика слова», DANS NEDERLANDS, JAZZ-PETERSBURG, «Кинотанец» и др.

Своей основной миссией энтузиасты считают оказание практической и организационной помощи хореографам в создании новых спектаклей и проектов. Для этого последние пять лет при содействии Комитета по культуре Санкт-Петербурга реализуется программа «Проектная лаборатория танца».

Случилось так, что в этом году OPEN LOOK открылся на трагической ноте. На площади перед питерским ТЮЗом перформанс «Лес», основанный на одноименном философском труде Владимира Бибихина, представила Мастерская Дмитрия Брусникина. Накануне ребята проводили своего педагога в последний путь. В финале спектакля, когда девочки падали на руки партнеров, как подрубленные, еще мгновение назад живые деревца, их не предусмотренные сценарием слезы дали горькое ощущение отнюдь не только частной потери.

Уже этот первый спектакль фестиваля заключал в себе некую двойственность нынешнего мироощущения. Вряд ли организаторы преследовали конкретную цель при подборе участников, но постановки из разных концов света, разные по истокам, по жанрам и техникам, слились воедино благодаря двум мотивам. Граничащей с отчаянием тревожностью и не осознанным в полной мере, но явственным и неистовым стремлением эту зашкаливающую тревожность победить - заговором, заклинанием, ритуалом.

В парадоксальном диалоге умиротворяющей традиционности с не лишенной агрессии эмансипированностью в оммаже Стравинскому «Рассуждения о «Весне священной». Образ розы» впервые посетившей Россию Корейской национальной компании современного танца. В «диалоге с окружающим пространством», как назвали артисты Vertigo Dance Company из Израиля свое ритуализированное шоу «Рождение Феникса», особенно эффектно смотревшееся на закате в Парадном дворе Юсуповского дворца. В предписанном жанром социального танца, но подчас непредсказуемом диалоге с аудиторией участников нидерландского перформанса «Душа # 2 Исполнители». В жажде прикосновения к утраченному через язык тела и аутентичные татарское пение и музыку в спектакле «Алиф» («Зов начала»; Творческое объединение «Алиф») с участием танцовщика Нурбека Батуллы, удостоенного за эту роль «Золотой маски»-2018.

В еще одном гармоничном, но одновременно и полном противоречий соло: «Камилла» Анны Гарафеевой выходит далеко за пределы известного сюжета о трагической жизни Камиллы Клодель. В поисках новой идентичности с нуля, в диалоге черного и белого, могучего и хрупкого, мужского и женского «Zero» в исполнении виртуозного британо-испанского дуэта Humanhood (Руди Коул и Джулия Роберт Парес).

Когда-то неколебимой опорой для погибших на войне мальчиков была уверенность: «Мы в плоть одели слово «человек» ». Сегодняшним мыслящим молодым сложнее слепо кому-то и во что-то верить. Но разобраться в значении этого самого слова хочется также. Один из вариантов ответа прежде всего самим себе - фестивальная премьера компании «Каннон Данс» - «внейтрино» хореографа-постановщика Олега Степанова, размышление, наивное в словах, но неподдельное в тревожном чувстве.

Триумфальной констатацией душевной, интеллектуальной и профессиональной зрелости хореографа и постановщика Ксении Михеевой стала неожиданная интерпретация «Грозы» Александра Островского. В спектакле нет сюжетных перипетий пьесы. Но через вековую хрестоматийную лакировку откупорено ее вулканическое нутро: глубинное напряжение, трагедия несовпадений, искушений, страхов.

Это далеко не полный перечень участников OPEN LOOK-2018. Кто-то оказался сильнее, кто-то слабее. Состоявшийся в рамках фестиваля круглый стол «Современный танец: когда же наступит его время в России?» вскрыл множество цеховых проблем. Тут и профессиональная подготовка, и государственная поддержка, и рецепция, и трудности перевода…

Не выделенный в нынешнем году в отдельный кейс, а включенный в общую с иностранными гостями программу, российский современный танец со всей наглядностью показал, что в лучших своих образцах перестает быть учеником, эпигоном, имеет живую питательную почву в родном отечестве как неотъемлемой части человечества со всеми его синдромами и недугами.

Санкт-Петербург - Москва 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1715
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1619
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1387
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1574

Другие новости