Фото с официального сайта фестиваля
«Арена ди Верона» принадлежит к тем оперным фестивалям, о которых так или иначе слышали все. Самый крупный оперный театр под открытым небом, вмещающий сегодня около 15 000 зрителей, располагается в римском амфитеатре, построенном около 30 г нашей эры. «Леопардов не привезли, и игры отменили», – сетовал один из Плиниев, находясь в Вероне. Античность сменило средневековье, на арене уже устраивали не бои гладиаторов и морские сражения, а жгли еретиков, позже проводили бои быков и устраивали театральные представления.
Сейчас на третьем по величине из сохранившихся амфитеатров и одной из старейших театральных площадок мира с конца июня до конца августа в 96 раз (дата основания – 1913 год) проходит оперный фестиваль «Арена ди Верона». В этом году были представлены суперпопулярные названия: «Кармен» – премьера этого года, «Аида» – самое исполняемое название фестиваля, «Турандот», «Набукко», «Севильский цирюльник» и два гала-концерта – балетный «Роберто Болле и друзья» и «Ночь опер Верди». Фестиваль стремится увеличить свою аудиторию, привлечь молодежь. Разброс цен позволяет представить и «оперу – всем» и «оперу не для всех». Верхние демократические ярусы Арены, где зрители сидят прямо на каменных ступенях на ненумерованных местах, продаются всего за 20 евро, а места в партере и креслах нижних ярусов от 100 евро и выше. Опера на Арене доступна, но это не значит, что художественная планка фестиваля снижена. Поэтому на всех спектаклях фестиваля (в этом году в общей сложности 45 вечеров) царит аншлаг. Публика начинает собираться еще засветло, часа за два до начала (спектакли начинаются в девять вечера), ко всем входам арены стоят огромные очереди, при входе тщательно проверяют - возникает ощущение, что ты идешь на стадион, только такой, которому более двух тысяч лет.
Фото с официального сайта фестиваля |
Энергетика Арены сама по себе зажигает в предвкушении зрелища. И ожидание оказывается вознаграждено. Не случайно, наиболее живучими здесь оказываются классические масштабные постановки, такие как «Аида» и «Турандот» Дзефирелли (которых опять возобновили к 95-летию режиссера) или спектакли Уго де Ана. Одна из самых удачных работ последнего – «Севильский цирюльник» 2007 года – возвращается на фестиваль уже в пятый раз. В этом году празднуют 150-летие Джоакино Россини, операм композитора на Арене была посвящена большая статья в буклете, в премьерном составе были не просто звезды, а легенды мировой оперной сцены и спектакль записывали на DVD. Звезды вообще любят фестиваль в Вероне и его уникальную акустику с живым звуком. Здесь пели Мария Каллас, Лучано Паваротти, а Пласидо Доминго, тоже старожил Арены, на будущий год будет отмечать юбилей, в сезоне 2019 в «Трубадуре» ожидается дебют Анны Нетребко. В «Севильском цирюльнике» же в роли Фигаро вышел Лео Нуччи, спевший здесь более 100 спектаклей, а в роли Дона Базилио – Ферруччо Фурланетто (он пел здесь эту роль впервые). Высококлассный ансамбль дополнили Дмитрий Корчак (Граф Альмавива) и Нино Мачаидзе (Розина). За пультом стоял известный израильский дирижер Даниэль Орен, один из лучших оперных дирижеров нашего времени.
Невозможно представить, насколько в Италии обожают Лео Нуччи: наверное, такое возможно лишь здесь, но непрекращающаяся овация после выходной арии Фигаро буквально заставили Нуччи ее бисировать. Когда поет знаменитый баритон, забываешь о его возрасте, о том, что голос звучит уже не так, как лет десять назад. Фурланетто, который последний раз пел вместе с Нуччи так давно, что даже в Италии об этом забыли, тоже превосходно вписывается в ансамбль, создавая впечатляющий вокальный и сценический образ. Дмитрий Корчак изящно преодолевает вокальные трудности партии, голос звучит тепло и легко. Розина Мачаидзе – совершенно очаровательная пухленькая проказница, выходящая в первом действии в неглиже, пленяет тембром своего голоса. Инструментальное звучание оркестра и голоса идеально вписываются в акустику Арены, безо всяких технических ухищрений звук остается внутри древнего овала, и это живое звучание человеческого голоса в сочетании с каменным величием древних камней дает ни с чем несравнимый эффект.
Уго де Ана остроумно воскрешает галантный век, строя на сцене Арены французский сад с его аллеями и боскетами, в котором возвышаются бутафорские гигантские розы (режиссер создает и сценографию, и костюмы, и свет в спектакле), группа балета и миманса поддерживают действие, забавное и яркое. Образы героев нарисованы то с мягким юмором, то с иронией, а то и шаржированы (как в случае с Доном Базилио), и все это дарит легкое, изысканное наслаждение, как бокал шампанского или итальянского просекко. А заканчивается спектакль и вовсе фейерверком в ночном небе.
Оживленная публика растекается по улочкам древнего города, а фестиваль доказывает, что популярное и доступное может достигать высокого художественного результата и дарить уникальные переживания.
Верона – Санкт-Петербург
комментарии(0)