0
2889
Газета Культура Печатная версия

14.08.2018 18:35:00

Итоги арт-сезона: Об обратной стороне моды на музеи...

Тэги: музей, статус, охрана, искусство, вандализм, культурная политика, инновация, третьяковка, третьяковская галерея, биеннале

Самые посещаемые музейные выставки Москвы с сентября 2017-го по август 2018-го (по данным, предоставленным музеями)

Государственная Третьяковская галерея

Василий Верещагин (07.03.18–15.07.18) – 317 419 человек.

VII Московская международная биеннале современного искусства. Основной проект "Заоблачные леса" (19.09.17–21.01.18) – 128 871 человек.

Некто 1917 (28.09.17–14.01.18) – 86 349 человек.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции (22.03.18–22.07.18) – 270 202 человека.

Хаим Сутин. Ретроспектива (24.10.17–21.01.18) – 193 702 человека.

Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена) (10.10.17–14.01.18) – 124 360 человек.

Музеи Московского Кремля

Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI–XVIII веков (08.12.17–25.02.18) – 183 865 человек.

Династия Мин. Сияние учености (17.04.18–25.07.18) – 121 573 человек.

Московский музей современного искусства

Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева. Часть 1, 2 (27.09.17–28.01.18) – 47 717 человек.

Александр Косолапов. Ленин и Кока-кола (29.11.17–11.02.18) – 25 828 человек.

Антуанетта фон Саурма. Топография травмы (21.11.17–08.01.18) – 22 156 человек.

Мультимедиа Арт Музей

Гастроли. Музей Людвига – Собрание Русского музея в МАММ (19.02–09.05.18) – 73 587 человек.

Жертвам политических репрессий посвящается (20.12.17–01.03.18) – 59 544 человека.

Фотоальбом Анри Картье-Брессона, 1932–1946 (20.09.17–10.12.17) – 49 731 человек.

Константин Бранкузи. Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы (из собрания Центра Помпиду) (16.09.17—15.12.17) – 49 609 человек.

Еврейский музей и центр толерантности

Эль Лисицкий (16.11.17–18.02.18) – 41 065 человек (*часть ретроспективы, проходившей также в Новой Третьяковке).

Каждому по свободе. История одного народа в годы революции (17.10.17–14.01.18) – 34 688 человек.

Музей Москвы

"Старая квартира": московские интерьеры прошлого века (22.12.17–15.04.18) – 32 963 человек.

«Оформляя город»: история украшения Москвы (05.12.17–25.03.18) – 15 067 человек.

Москва в фотографиях А.А. Губарева. 1912–1914 (05.10.17–15.12.17) – 13 019 человек.

Музей современного искусства «Гараж»

Такаси Мураками. Будет ласковый дождь (29.09.17–04.02.18) – 306 097 человек.


музей, статус, охрана, искусство, вандализм, культурная политика, инновация, третьяковка, третьяковская галерея, биеннале Инцидент с картиной Репина «Иван Грозный...» показал, что сегодня приходится заново объяснять людям, что такое музей. Фото агентства «Москва»

В 2018 году ушел Владимир Янкилевский, немного не доживший до 80-летия и большой ретроспективы в Московском музее современного искусства. Не стало Леонида Сокова. Умер Вячеслав Колейчук. Классики современности, давно завоевавшие место в истории искусства и в зрелые годы не терявшие активного пульса работы. А в том, что касается арт-процесса, сезон, длившийся с сентября 2017-го по  август 2018-го – условно, поскольку некоторые крупные выставки летом только открылись, – особых сюрпризов не принес. Но показал обратную сторону тенденции последних лет, связанной с ажитацией вокруг роста популярности музеев.

Открытость vs уязвимость

Очередной акт вандализма в отношении репинской картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» можно, конечно, рассматривать как очередную трагическую случайность, тем более что полотну после вандализма 1913 года, увы, подвергаться такой ситуации не впервой. Но в условиях нынешней культурной политики эта ситуация еще и звено порочного круга. Навязло в зубах повторять, что Министерство культуры требует от музеев повышения посещаемости. (Хотя если вспомнить выставочные «блокбастеры», собирающие много посетителей, сделаны не за счет государства: как говорила в интервью «НГ» директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, «последние 10 лет большинство российских музеев – и Музеи Кремля, и Третьяковская галерея – реализуют все свои выставочные программы на спонсорские деньги»). Реставрацию и последующее экспонирование репинской картины, которой противопоказано покидать постоянную экспозицию, в бронированном кейсе оплатит Сбербанк. Но проблема с нехваткой постов Росгвардии в музеях, с изготовлением бронированных стекол и кейсов, которые, по словам Трегуловой, придется делать только на спонсорские деньги, не решена. И ее не решит выделение правительством 29 млн руб. на современную систему видеонаблюдения, чтобы дооснастить площадки конкретного музея, хотя это, безусловно, важно.

Если музеи становятся более открытыми и демократичными по отношению к публике, за публику борются, то в теперешних условиях они более уязвимы. В условиях изменившейся аудитории, поколения людей со смартфонами в эпоху, когда в музей стало ходить модно, даже если это «галочка» в Facebook со светского мероприятия. Об ужесточении наказания вандалу, повредившему репинскую картину, просили и ГТГ, и Минкульт. Президент Союза музеев Михаил Пиотровский настаивал на необходимости «очень жесткой ответственности» и говорил о том, что сегодня приходится заново объяснять людям, что такое музей. Вопрос в том, будут ли права музеев, их статус, охрана коллекций в условиях новой музейной реальности как-то дополнительно поддержаны на законодательном уровне.

Несколько «вспышек» на фоне слишком ровного пульса

Появившиеся в нулевых московские международные биеннале современного искусства и биеннале молодого искусства в очередной раз прошли соответственно прошлой осенью и этим летом. И впечатление оставили довольно безотрадное. Основному проекту «взрослой» биеннале вновь спешно сменили площадку и вновь ее не приняли в «Манеже». Тут уже как в анекдоте про оленей: «Тенденция, однако». Сам проект получился, может, по теперешней моде и зрелищным, но с какими-то порой парадоксальными вкраплениями далеких от актуального искусства авторов, и в целом подошел бы скорее не к смотру тенденций, не к поиску и острых тоже сюжетов, а к Году экологии. Летняя биеннале молодого искусства никогда не была еще столь лаконичной. Но и это не спасло ее основной проект «Абракадабра» от невнятности.

326619_3000x17_b2.jpg
Биеннале последних лет совсем не радуют острыми темами
и сюжетами. Фото агентства «Москва»

Как и у биеннале молодого искусства, у премии «Инновация» – «главной премии страны в области современного искусства», как ее назвали в пресс-рассылке, – в организаторах числится в том числе РОСИЗО, поглотивший Государственный центр современного искусства. И оба этих мероприятия сдают позиции, по сути, по значимости. На «Инновации» стали сравнивать выставки со спектаклями и фильмами (по непонятным критериям), а церемонии вручения проходят безответно – лауреатам второй год подряд просто не дают слова. А то вдруг они «неправильные» темы затронут...

В 2017-м вспоминали 100-летие революции, в Москве Третьяковская галерея подготовила свой проект «Некто 1917» – о том, что самих художников занимало в революционный год и что они тогда создали. «Винзавод» в 2017-м отмечал 10-летие кураторским циклом Николая Палажченко «Прощание с вечной молодостью» – часть работ молодых, но уже востребованных художников потом подарили как раз Третьяковке. А в 2018-м свое десятилетие, словно переняв инициативу, отмечает «Гараж».

Среди самых запомнившихся выставок, сложносочиненных и выделяющихся на фоне доминирующего музейного формата ретроспектив, была третья (на мой взгляд, из прошедших четырех пока лучшая) часть кураторского проекта Виктора Мизиано «Удел человеческий» с показанной в фонде культуры «Екатерина» выставкой «Дом с привидениями». Она была посвящена травмам и памяти. Кроме того, это сделанная в Третьяковке Ириной Горловой и Кириллом Светляковым обобщающая версия эпохи нулевых – «Искусство 2000-х». И придуманная для Царицына куратором Сергеем Хачатуровым выставка «Гипноз пространства...», под знаменателем воображаемой архитектуры объединяющая театр и изобразительное искусство прошлого и настоящего.

Курс на...

Министр культуры сохранил свой пост и продолжит вести консервативно-патриотический курс.

Продолжаются и кадровые перестановки. Как не раз было при Мединском, в музеях они происходят летом. В конце июля директором музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский Парнас» стал Юрий Евтюхин, прежде возглавлявший департамент музеев Минкультуры. В новостном сообщении Минкультуры о причинах внезапного, но характерного для «почерка» ведомства снятия с должности прежнего руководителя Анатолия Коршикова, который возглавлял музей с начала 1990-х, не сказано. В прошлом году министр вручал Коршикову награду... Плюс ко всему главой комитета по культуре Госдумы стала Елена Ямпольская. Государственный курс культурной политики может стать еще консервативнее.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Люди «перекрестка»

Люди «перекрестка»

Татьяна Алексеева

Без опоры на традицию нет большого искусства, а без новаторства нет развития

0
451
Торжество русского вкуса в Париже

Торжество русского вкуса в Париже

Виктор Леонидов

Фейерверк встреч историка моды Александра Васильева

0
512
Крым как место рождения российского кинематографа

Крым как место рождения российского кинематографа

Борис Колымагин

От «Лолиты» Владимира Набокова и «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Девятой роты» Федора Бондарчука

0
947
"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

Дарья Курдюкова

Биография пейзажа

0
2305

Другие новости