В сейфах в виде старинных массивных деревянных шкафов разложены тиары и ожерелья. Фото агентства «Москва»
Можно было бы сказать, что не футболом единым. Следующий чемпионат мира примет у себя в 2022 году Катар, а пока на Красной площади прошел благотворительный матч – сообщалось, что играли даже посол Катара в РФ Фахад Мохаммед аль-Аттыйя и министр культуры Владимир Мединский. А в рамках теперешнего Года культуры Катара и России в Историческом музее открылась выставка о жемчуге, первый передвижной проект основанных в 2005-м Музеев Катара. С 2013 года его уже видели в Великобритании, Японии, Бразилии, Турции и в Китае. Организаторы говорят, что в московской версии это больше сотни предметов – 50 прежде не экспонировались.
В водах Персидского залива, который в арабских странах предлагают называть Арабским, жемчуг собирали 7 тыс. лет, промысел стал угасать только в 1930-е годы. Тем не менее вам расскажут и о Хуссейне Альфардане, который в 1954-м открыл в Дохе свой ювелирный дом и вообще на сегодняшний день «владеет крупнейшим в мире собранием природного жемчуга, которое составляет не менее 70% мирового запаса».
Российские музеи в выставке, которая проводится силами Всемирного Алмазного музея, несмотря на то что приурочена она к обменному культурному году, не участвуют. Про местный жемчуг здесь только упоминают, что некогда его ценили даже в Тибете.
В показе «Сокровищ морей и рек» есть немного от кунсткамеры, немного новых технологий в виде мультимедиа; немного о биологии и химии, немного о символике, немного о политике – в скобках роскоши. В Москву привезли тиару эрцгерцогини Марии Валерии Австрийской, дочери императора Франца Иосифа I и Елизаветы (той самой принцессы Сисси), одно из любимых колец Элизабет Тейлор и брошь-губы, сделанную в 1995-м Генриком Кастоном. За основу друг сюрреалиста взял его же эскиз. Получилось, как если бы губы Мэй Уэст, прославленные в китчевом духе Дали, «улыбнулись», показав круглые зубы (жемчужины). В Историческом музее показывают жемчуг разных стран, в том числе редкий американский пресноводный – из Миссисипи и Теннесси (сегодня мидии из этих рек оказались на грани исчезновения, да и в целом в наше время пресноводный природный жемчуг стал редкостью).
Больше сотни предметов – это, как здесь кажется, не так уж много, эдакий дайджест с недлинными комментариями о нескольких – выбранных куратором Юбером Бари – эпохах и личностях. Такой компактный, хотя местами, кажется, несколько сумбурный экскурс в некоторые отрезки истории с акцентами вроде «самой великолепной тиары из жемчуга» с 13 крупными, если не сказать огромными жемчужинами – это тиара леди Росбери, дочери барона Майера де Ротшильда.
Хронологически выставка ведет вас от Италии XVI века с кулоном в форме льва из барочной, то есть по-своему замечательно неправильной, жемчужины к подвенечным украшениям невест из еврейских общин Марокко XVII–XVIII столетий. Если еще раньше – то это в виде «гиперссылки», когда гравюра конца XVI века представляет мускулистого Христофора Колумба, затеявшего в 1498-м жемчужный промысел неподалеку от нынешнего Гондураса. Но основное внимание уделено произведениям XIX–XX и даже XXI веков, вплоть до катарского ожерелья 2018-го из семи жемчужных нитей. В сейфах в виде старинных массивных деревянных шкафов разложены тиары и ожерелья (иногда это два в одном), кулоны, часто демонстрирующие роскошь, иногда – лаконичное изящество.
Порой, признаться, даже немного теряешься, находишься ты в музее или в бутике – словно кто-то переключает «регистры». Тут – тиара Ганноверского королевского дома 1830 года, там – ожерелье и серьги 2000-го, «Набор тысячелетия» от Cartier. Здесь – старинные тибетские украшения, там – рассказ о том, как искусственный пресноводный жемчуг начали культивировать в Поднебесной, как научились получать больше 4 тыс. т жемчуга в год. И как это могло бы дестабилизировать рынок искусственного жемчуга. Завершается текст, впрочем, таким пассажем: «Хотя только 10% китайского пресноводного жемчуга имеет приемлемое качество, встречаются и жемчужины потрясающей красоты». К слову, из такого культивированного жемчуга вьетнамский мастер Сэм То Дуонг сделал ожерелье «Иней», одну из самых запоминающихся здесь вещей, которая, несмотря на внушительные размеры, несет ощущение меланхоличной хрупкости.
К культивированию жемчуга здесь «ведут» от истоков, когда тот самый pearls – еще не предмет раздумий ювелира, а просто жемчужина, найденная в раковине. И появившаяся не из песчинки, а из сора другого рода – инородных тел, попавших в моллюсков – например, из паразитов. Раковины тут – всех мастей и цветов, как и жемчужины: есть даже охристого окраса. И для некоторых эта естественно-историческая часть показа стала самой интересной.
комментарии(0)