Фото pixabay.com
Подготовка к Году театра в России вышла на новый уровень. В мае и в июне программу празднования Года театра, который на 2019 год объявил президент Владимир Путин, обсуждали на уровне общественной организации – Союза театральных деятелей (СТД). Теперь обсуждение вышло на правительственные круги. В состав оргкомитета вошли 37 «представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, СТД, руководители крупнейших театров Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектов Федерации». Как стало известно «НГ», члены комитета надеются, что подготовленные за два месяца предложения будут приняты к исполнению. Однако Госдума уже представила предполагаемые цифры бюджета на культуру на период до 2021 года. Субсидии на эту отрасль государство планирует резко снизить.
Если в 2018 году расходы на культуру из федерального бюджета составляли 103,2 млрд рублей, то по данным проекта документа Госдумы «Основные направления бюджетной политики» – в 2021 году они упадут до 88,5 млрд рублей. Театральные деятели таким прогнозом уже обеспокоены, ведь это значительно уменьшит возможности Года театра что-либо кардинально изменить. А именно ставку на реабилитацию материально-технической базы театральных учреждений страны оргкомитет и планирует сделать.
Оргкомитет собран, конечно, ожидаемо в смысле политических позиций и отношений с властью. Приглашены представители каждого цеха, в том числе информационного – для освещения мероприятия. Однако на фоне непререкаемых величин, руководителей федеральных театров – Владимира Урина, Валерия Гергиева, Сергея Женовача, Кирилла Крока, Евгения Миронова, Валерия Фокина; руководителей главных фестивалей, Государственного театрального музея (Дмитрий Родионов), московских театров, образовательных единиц и т.д. – вопросы вызывает выдвижение от регионов. Например, от Новосибирска – Сергей Афанасьев, чей театр отнюдь не представляет город, но, справедливости ради, режиссер – президент местного театрального института, одного из главных в стране. Или вот от актерской братии в оргкомитет вошел Игорь Верник. Почему? Как ведущий артист России или как несостоявшийся худрук МХТ им. Чехова? А как же Константин Хабенский, Чулпан Хаматова, Сергей Безруков? Перечислять можно долго…
«Союз театральных деятелей предполагает, а правительство дает то, что называется сметой, – говорит член оргкомитета, ректор ГИТИСа Григорий Заславский. – Возможно, не все те проекты, которые предлагались и обсуждались на встречах в СТД (некоторые требуют большого финансирования, другие – скромного), будут реализованы. Но без денег, естественно, Год театра не провести. Все, кто участвовал, говорили о том, что очень важно сделать вещи стратегические. Год театра должен прозвучать по всей России и оставить качественный след в каждом театре. Должна быть выбрана тема. Например, световое оборудование или еще что-то. Пусть удастся сделать немного, но зато в каждом театре».
Для театрального образования Год театра тоже сможет стать новым поворотом. «Можно использовать уже имеющийся положительный опыт. Мы, например, очень хотим вернуться к региональным актерским прослушиваниям. Тому, что было в СССР. Это сэкономит людям деньги, к тому же многие талантливые ребята не решаются ехать в столицу, а когда к ним приедут, тогда они, может быть, не постесняются прийти, и мы получим тех абитуриентов, которых лишены, надеясь только на то, что все будут приезжать в Москву и участвовать в ежегодных марафонах», – рассказал «НГ» Григорий Заславский.
«Мы говорили о том, что хотелось бы избежать внешнего помпезного празднования, что Год театра должен быть связан с вложениями в будущее российских театров – в инфраструктуру, в здания, в оборудование, создание постоянно действующих институтов, фестивалей, – отвечая на вопрос «НГ» о приоритетных задачах программы, сказал Георгий Исаакян, член оргкомитета и худрук Детского музыкального театра им. Наталии Сац. – Понятно, что для того, чтобы провести праздничный концерт, много усилий не надо. Но нужно использовать эту пусть и формальную, но возможность сдвинуть те вещи, которые в обычное время не очень двигались. Реконструкцию, программу поддержки театров малых городов и детских театров – того, что закладывает будущее. Вот что мы будем обсуждать. И, конечно, театральное образование».
По словам режиссера, музыкальные театры сегодня в принципе на особом счету, а вот детским - требуется более пристальное внимание: «Детские театры создают будущее. Мы формируем гражданскую нацию завтрашнего дня. И от того, насколько серьезно театры этим занимаются, оно напрямую зависит. Сегодня появилось много случайного, спекулятивного. Нам бы хотелось, чтобы это носило профессиональный и деликатный характер. Парадоксальная ситуация сложилась и в том, что федеральные детские театры (РАМТ, Театр им. Образцова, Театр им. Сац) выпали из всех программ поддержки, которые по большей части направлены на регионы и малые города. В то время как федеральные театры – это флагманы, которые задают тренды и моду», – подчеркнул Георгий Исаакян.
комментарии(0)