Фото сайта sovremennik.ru |
Свою первую роль в кино Лия Ахеджакова сыграла в 1973 году, в фильме «Ищу человека» по сценарию Агнии Барто. Однако наибольшую известность актрисе принесла работа в картинах Эльдара Рязанова – первой стала «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975) и роль Тани, подруги главной героини в исполнении Барбары Брыльски. Формально крошечная, эпизодическая – вместе с другой подружкой Валей, героиней Валентины Талызиной, они задерживаются в кадре на несколько минут, исполняя песню про «Вагончик тронется, перрон останется». Но сколько в этих нескольких минутах характера – в этом тоненьком голоске, в этой хрупкой, невысокой фигуре. Такой Ахеджакова была во всех рязановских фильмах, будь то решительная секретарша Верочка из «Служебного романа» или младший научный сотрудник Малаева из «Гаража». Всегда экспрессивная, одним своим появлением поднимающая задуманную комедию положений на более тонкий уровень трагикомедии.
У того же Эльдара Рязанова, в «Небесах обетованных» сыграла Ахеджакова одну из самых выдающихся своих ролей – в компании Гафта, Броневого, Басилашвили. Некогда художница Амфимья Степановна, а нынче бездомная Фима, она, называя себя «жертвой коммунистического террора», не прогибается и под новый режим, хотя прежний, казалось бы, уничтожил ее и ее жизнь до основания. За эту роль Лия Ахеджакова получила свою первую «Нику». Вторую – в 2015 году, «За честь и достоинство» – почетную, но заслуженную именной ей и именно с такой формулировкой, как никем другим.
Схожая с судьбой Фимы и «Небес обетованных» судьба и у ее героини в «Старых клячах» – и тут она, учительница Люба, остается без жилья, неприспособленная к новой жизни и новому обществу. Персонажи Ахеджаковой в этих горьких перестроечных сатирах, кажется, близки по характеру и самой актрисе, которая никогда не боялась и не боится говорить, что думает, биться за справедливость и отстаивать права тех, кто, как и Фима с Любой, несмотря на тонкий голосок и невысокий рост не готовы жить не по совести.
Актриса родилась в театральной семье и закулисный мир театра знала с детства. Уже с 5-6 лет родители, главный режиссер и актриса Адыгейского драматического театра, брали ее с собой на гастроли. В ее призвании не было сомнений, хотя жизнь складывалась не так счастливо как могла бы. Невероятный, пронзительный трагикомический дар, который многие называют высшим актерским даром, не сразу разглядели в актрисе, как скажет потом Генриетта Яновская – Ахеджакова опередила свое время. Оттого 17 лет актриса проработала в московском Театре Юного Зрителя в четко очерченном амплуа травести. Играла мальчиков (как и в своих кинодебютах), куриные ноги, среднего поросенка, третьего петуха во второго составе. Когда получила роль ослика Иа-Иа, это было счастьем – наконец, обрела возможность сыграть настоящую драму – «душераздирающее зрелище». Такую иронию судьбы Ахеджаков волевым решением в середине жизни переступила. Но вдохновение на резкую смену парадигмы жизни обрела в совете режиссера, с которым очень хотела работать, но не случилось. Анатолий Эфрос посоветовал будущей народной артистке пойти в «Современник», где собралась сильнейшая труппа.
В этом театре Ахеджакова служит уже 40 лет. Здесь начался новый для нее этап – с ролями, которые были ее достойны, с драматургами и режиссерами, которые писали и ставили на нее. Роман Виктюк поставил для нее «Квартиру Коломбины» Людмилы Петрушевской, в то время автора только восходящего на сцену. И Ахеджакова с партнером Авангардом Леонтьевым взахлеб играла все четыре роли этой пьесы – комической, трагической, клоунадной. Новый язык драматургии, который она полюбила и никогда не боялась, актриса почувствовала как никто. Наверное, поэтому она сыграла в пяти пьесах Николая Коляды. Всегда была открыта к новому, экспериментальному в театре и в кино, сама искала этого. Ей было тесно в репертуарном театре. Одни из самых интересных работ актрисы случились в частной антрепризе – Марселина в «Фигаро» Серебренникова, «Персидская сирень» Коляды, «Старосветская любовь» с Богданом Ступкой Валерия Фокина. В новом авторском кино, где актриса готова сыграть даже эпизод (у Серебренникова, Лозницы), но и именно он задает ленте верную интонацию.
В 70 с лишним лет Ахеджакова стала героиней спектакля Андрея Могучего «Circo Ambulante», где сыграла Дон Кихота. И только она могла им стать на сцене – с ее рыцарским благородством, нравственным стержнем, огромной эмпатией, умением служить высшей идее и, конечно, самоиронией, детской непосредственностью и любовью к жизни. И сейчас актриса одна из немногих, кто всегда прямо высказывает критическую общественно-политическую позицию и выступает в защиту политзаключенных новой России.
«НГ»
комментарии(0)