Вифлеемская вышивка, арабские орнаменты, бежевый, норовящий стать оранжевым... Фото © Laura Lachman, The Israel Museum, Jerusalem
70-летие Государства Израиль в Музее Израиля в Иерусалиме отмечают выставкой «Утверждения моды: расшифровывая израильский костюм». Это первая в музее такая обобщающая история, которая объединила полторы сотни предметов больше чем за столетие. И, как здесь говорят, разгадывает fashion-ДНК.
Мода – одна из оболочек истории. Культуры и политики, традиционного и ультрасовременного, лакмусовая бумажка контрастов. Выставка, которую курируют Эфрат Ассаф-Шапира, Нога Элиаш-Залманович, Дейзи Ракка-Дживре и Тамара Йовель-Джонс, построена на том, чтобы контрасты «сшить» логикой течения жизни.
У самого входа по одну руку – так называемый desert coats. Выполненные в 1960–1970-х дизайнерами для модного дома Maskit, они в свое время были инспирированы бытом бедуинов, теплым, неброским колоритом пустыни, но отсылали и к одеждам, распространенным в этом регионе еще с античности. Такие свободные пальто Maskit, чтущий в своих коллекциях местные традиции, до сих пор перевыпускает из года в год. По другую руку на выставке будет белое шифоновое платье с черной накидкой от Лиоры Тараган, созданное в 2015-м. На накидке надпись – «Возлюби ближнего своего, как самого себя», а бахрома на платье – оммаж дизайнера иудейскому талиту (молитвенному покрывалу. – «НГ»). А вот одна из последних вещей в экспозиции – уже абсолютно футуристичные платья Ноа Равив, где эффектные «воланы» сделаны в 3D-печати (Израиль, кстати, числится в авангарде развития этой отрасли). Впрочем, насчет футуристичности представители 3D-сферы, наверное, поспорят – они считают, что такие пока фактически одноразовые костюмы в течение лет десяти вполне могут стать делом более привычным.
Бок о бок – нерв и структура теперешнего показа, этот принцип, по которому живет Израиль, в музее проводят через все разделы: «Святая/Земля», «Строгость/Преуспевание. Какой характер будет носить страна», «Сделано в Израиле», «Мода сегодня». Разворачивая при входе панораму очень разных влияний – вифлеемская вышивка и арабские орнаменты, бухарская одежда начала прошлого века с выполненным в технике икат узором и рубашки учащихся иешивы, переосмысленные дизайнерами в блузы, – дальше историю моды здесь продолжают вплетать в историю страны, политическую в том числе. Хотя, как говорил один из модельеров, то и хорошо, что «мода позволяет преодолевать политические границы».
Так, «Строгость/Благосостояние» – это про сосуществование социализма и либерализма первых десятилетий жизни государства. С одной стороны выстроили шеренгу лаконичных костюмов, сработанных в пролетарском духе. Шорты, ботинки, хлопковые платья – эстетика, на которую ориентировалась производившая такую одежду и основанная еще в 1934-м ATA. «В строю» – и британская одежда: и как один из источников появления такого стиля, и как память о британском мандате первой половины прошлого века. Сегодня aтaвские вещи утратили прежние коннотации, став просто комфортным городским casual style. Но вместе с тем время, предшествовавшее и последовавшее за образованием Израиля, связывают с либерализмом и благосостоянием – волны иммигрантов привели на эту землю свои традиции, в том числе и парижского шика. Пока на одном экране работают в кибуцах, на другом мелькают шляпки. Так что на крутящемся подиуме напротив строгой ATA есть даже вариации знаменитого диоровского New Look с женственными, гиперчувственными вечерними нарядами. Но не только с ними. Довольно неожиданно в брючном костюме промелькнуло воспоминание о Чехове – цитатой из «Чайки», которую дизайнеры Comme il faut вывели на иврите на блузе.
© Laura lachman, The Israel Museum, Jerusalem |
Ландшафт, географический, политический, культурный, – как всякая хорошая выставка, эта увязывает друг с другом несколько сюжетов, в большую историю тщательно вкрапляя и частные истории дизайнеров. Если в 1950–1960-х Израиль был текстильной державой, когда государство поддерживало модную индустрию, когда израильскую одежду покупали Джеки Кеннеди и Софи Лорен, когда в 1965-м была учреждена собственная Неделя моды, а в 1971-м открыт престижный дизайнерский колледж Shenkar, – то в 1980-х вследствие экономической глобализации эта отрасль перестала быть конкурентоспособной в мире и начала угасать. В 1994-м закрылся даже известнейший Maskit – второе дыхание он обрел спустя 19 лет.
Пути развития сегодняшней израильской моды разные. Наутро после вернисажа дизайнеры уже были в своих ателье, и мы отправились сперва в Яффу к Шарон Таль, а потом к Гидеону Оберзону в Тель-Авив. Таль, главный дизайнер Mаskit, говорит, что Израиль до сих пор остается для них основным источником вдохновения, и не только в desert coat, которое купила даже Мишель Обама. Оберзон, напротив, рассказывает, как делает ставку скорее на европейские влияния, хотя его питают и израильская природа, и стиль жизни. Вот и на выставке его стиль представлен длинным шифоновым платьем с нашитыми перламутровыми раковинами. Оказалось, этот наряд, символически объединяющий землю, море и небо, дизайнер придумал, увидев танец компании «Кибуц».
«Утверждения моды» связывают историю с современностью эдакими «гиперссылками». Потому что рядом с выставкой, в постоянной музейной экспозиции вы увидите традиционный иудейский костюм. В музее около 10 тыс. костюмов – редкое собрание. Оно растет – к примеру, большой дар здесь получили в 2014 году. Но большая часть предметов – не из Европы, одна из главных тому причин – Холокост.
Вообще можно сказать, что у этого региона отношения с одеждой особые. И если копнуть глубже, окажется, что в Управлении древностями в Иерусалиме хранятся фрагменты тканей, в том числе и цветных, и 2 тыс. лет до н.э., и даже старше – для археологии это удача. Ткани быстро истлевают, но здесь их сберегла пустыня. В самой пустыне мы словно вернулись к исходной точке выставки: вокруг – те самые цвета desert coats. Бежевый, то норовящий стать оранжевым, то уходящий в серый. Под голубым небом, тоже ставшим серым, когда вдруг пошел дождь. «Вам повезло. Дождь в пустыне», – сказал гид Моти.
Иерусалим–Тель-Авив–Москва
комментарии(0)