Фотографии Тама Лана Труонга предоставлены Монреальским Международным музыкальным конкурсом
О Международном музыкальном конкурсе у нас не очень хорошо знают, между тем к нему стоит присмотреться – одно из крупнейших музыкальных состязаний в мире организовано весьма необычно. Впервые конкурс в Монреале прошел в 1965 году, правда, в 1991 был приостановлен и возобновлен лишь в 2002. Среди лауреатов – немало выдающихся музыкантов, в том числе наших: Владимир Спиваков, Гидон Кремер, Олег Крыса, Юрий Мазурок, Маквала Касрашвили, Владимир Овчинников. В этом году девиз Монреальского конкурса был такой: «Десять дней с лучшими молодыми певцами мира». Пожалуй, да. Так все и было.
Конкурс построен как трехлетний цикл: фортепиано – скрипка – вокал. В этом году соревновались вокалисты, причем впервые в двух номинациях: «оперная ария» и «романс» («art song»). На участие было подано 469 заявок из 52 стран! В итоге для очного соревнования в трех турах отобрали38 молодых певцов (от 24 до 35 лет) из 21 страны, среди них трое наших: меццо-сопрано Александра Янгель, бас Михаил Головушкин (солист Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко) и сопрано Диляра Идрисова (солистка Башкирской оперы). Учитывая острую конкурентную борьбу и более чем высокий уровень конкурсантов, результаты россиян можно считать успешными: Диляра прошла в полуфинал, Михаил дошел до финала. Жаль, конечно, что призы нашим не достались, но главное – выступили ребята весьма достойно, снискав горячий прием публики и высокое мнение жюри, в составе которого были настоящие оперные звезды – Кири Те Канава, Бен Хеппнер, Франсуа Ле Ру…
Победители в номинации "Оперная ария" -
корейцы Марио Баг (1 место), Константин Ли (3 место) и Эмили д'Анджело (Италия-Канада, 2 место). Фотография Тама Лана Труонга предоставлена Монреальским Международным музыкальным конкурсом |
В главной номинации – «Оперная ария» – можно сказать, лидировала южнокорейская вокальная школа (первое и третье места у теноров Марио Бага и Константина Ли), «серебро» досталось канадско-итальянской певице, меццо-сопрано Эмили д’Анджело. В разделе «Романс» победил американец Джон Брэнси, который вообще-то участвовал в обеих номинациях (в «Оперной арии» тоже был успешен, вышел в финал) и почти в каждом туре пел русскую музыку, горячим поклонником которой является.
Самое интересное в Монреальском конкурсе даже не его итоги, а сама организация. Размышляя о том, почему столь огромен наплыв желающих выступить в этом втором по величине канадском городе, неофициальной культурной столице страны, приходишь к следующим выводам. Во-первых, конечно, заманчивы немалые призы (первая премия – 80 тысяч канадских долларов, около 4 миллионов рублей), причем в большинстве случаев это спонсорские пожертвования компаний и конкретных людей, которые сами выходят на сцену вручать награды. Привлекает и возможность в полуфинале и финале (то есть 2-м и 3-м турах) выступить с высокопрофессиональным Монреальским симфоническим оркестром, которым руководит Кент Нагано (правда, оговорюсь, на конкурсе оркестр играл под руководством английского маэстро Грэма Дженкинса). Далее. Жюри из именитых артистов, с которыми можно постоянно находиться на связи, так как в программе почти каждый день встречи и мастер-классы с их участием – это тоже важно. К тому же организаторы оплачивают проезд, проживание и даже питание. Причем проживание и питание обеспечивают волонтеры, которые селят конкурсантов у себя дома, кормят их, возят, заботятся как о родных детях.
Выступление Михаила Головушкина.
Фотография Тама Лана Труонга предоставлена Монреальским Международным музыкальным конкурсом |
И все участники соревнований, с кем мне довелось поговорить, отмечают эту теплую семейную обстановку, в которую их погружают на конкурсе, как необычайно существенную и привлекательную его составляющую. Я, честно говоря, о такой организации пребывания конкурсантов никогда раньше не слышала. И мне стало интересно: кто эти люди, готовые совершенно бескорыстно, на целых десять дней ради чужого, незнакомого человека практически забыть о себе? С одной из таких семейных пар – Моной и Эмилем Латиф-Гаттас, у которых жила Диляра Идрисова, я познакомилась поближе. Они принимают конкурсантов в течение 25 лет…
– Мы живем в Канаде с 1966 года, приехали из Египта, – рассказывает Мона. – Я – писательница, пишу романы, пьесы. И немного музыкант, играю на фортепиано. Я люблю музыку, и каждый год мы с мужем принимаем одного из участников Международного музыкального конкурса. На сей раз это прекрасная Диляра.
Выступление Диляры Идрисовой с оркестром.
Фотография Тама Лана Труонга предоставлена Монреальским Международным музыкальным конкурсом |
Идея такого приема в семьях в том, чтобы конкурсанты сосредоточились на выступлении, а не думали о том, где будут питаться, как доберутся до концертного зала. Иногда они плохо знают язык, так как приезжают со всего мира, и наша помощь особенно важна. Это волонтерская история. Единственное, что нам дают, – это бесплатные билеты на все туры конкурса. Семьи, подобные нашей, просто любят людей, любят музыку, хотят помочь молодым людям как можно лучше пройти испытание. И это большая радость для нас, так как мы живем как бы жизнью участников: переживаем, волнуемся вместе с ними, ощущая их как своих собственных детей. Иногда мы продолжаем общаться и после конкурса. Однажды мы даже полетели в Париж на концерт моего подопечного скрипача, хотя прошло 10 лет с момента его победы на конкурсе. Он предоставил нам лучшие места, и это было очень приятно. Как знать, может быть, и к Диляре я когда-нибудь приеду на концерт или спектакль? – говорит Мона Латиф-Гаттас.
Монреаль-Москва
комментарии(0)