Фото сайта www.vakhtangov.ru
Сергей Маковецкий сегодня один из самых востребованных актеров театра и кино. Актер-интеллектуал, актер-загадка…Его роли, психологически, часто прямо противоположны его внешнему образу и этот контраст создает ту невероятную остроту и даже отчуждение, которое и рождает небывалые по силе и тонкости образы - сценические и кинематографические.
В кино Сергей Маковецкий дебютировал в начале 80-х годов, уже будучи актером труппы театра им. Вахтангова. Среди первых фильмов – «Экипаж машины боевой» Виталия Василевского, «Жизнь Клима Самгина» и «Мать» по романам Горького, однако по-настоящему узнаваемым Маковецкого сделала картина Иван Дыховичного «Прорва», вышедшая 1992 году. Доставшаяся актеру в этом сложном по композиции, многослойном произведении роль – друга писателя, работающего над романом «Прорва», который пытается спасти автора от преследования властей – не главная, но настолько характерная, что с нее, по сути, и началась кинокарьера актера.
В 1993 году он сыграл у Владимира Хотиненко в фильме «Макаров» - поэта по фамилии Макаров, одержимого одноименным пистолетом, который должен был принести в его жизнь чувство уверенности, а вместо этого полностью поработил владельца. Снимался Маковецкий и у Киры Муратовой – в «Вечном возвращении» и в «Трех историях», где он сыграл неприметного Тихомирова, на которого никак не подумаешь, что он прячет в шкафу труп соседки. У Алексея Балабанова – в роли еще одного тихони, извращенно одержимого кинематографом в фильме «Про уродов и людей», в образе банкира в «Брате 2» и криминального авторитета в «Жмурках», врача в «Мне не больно».
В «12» Никиты Михалкова Маковецкому досталась роль присяжного, который первым усомнился в виновности подсудимого, заставив остальных, равнодушно готовых вынести обвинительный вердикт, начать разбираться в деле. С Михалковым актер работал и в двух частях «Утомленных солнцем» - «Предстояние» и «Цитадель», где сыграл сотрудника Смерша. Примерно в это же время много снимался в телевизионных проектах, в том числе таких знаковых, как «Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон» Сергея Урсуляка, в ремейке одноименного американского шоу «Родина», где он сыграл полковника ФСБ, и в «Бесах» Владимира Хотиненко – в роли следователя Горемыкина.
В именитый московский театр артист пришел сразу после училища. Кажется, к этому он шел всю жизнь. С театральным искусством он был связан с юности, начинал свою карьеру монтировщиком в киевском Театре им. Леси Украинки, но всегда стремился в Москву. В родном Театре им. Вахтангова Маковецкий служит почти 40 лет, застав разные эпохи этой труппы. Но с худруком Римасом Туминасом и литовской эстетикой артист почувствовал особую связь. Возможно, именно потому, что его страстная русская школа переживания прячется за внешне холодным обликом. В день своего юбилея Маковецкий исполнит лучшую и любимую роль последних лет - вместе с коллегами сыграет чеховского «Дядю Ваню». И хотя спектаклю уже 10 лет, его по-прежнему любит публика.
Журналу «Станиславский» («НГ») артист, рассуждая об этом персонаже, однажды высказал в интервью парадоксальное определение своей профессии: «Я не на все вопросы хочу отвечать. Какие-то вещи я оставляю для себя и стараюсь их не объяснять словами. В жизни мы же не все объясняем словами. Когда все уже ясно - чего играть? Зачем тогда выходить? А надо наоборот: каждый раз идти на сцену и ненужное в этот момент отдать зрителю, а самое дорогое - оставить себе. Правда, не всегда можно понять, что значит отдать не нужное. Дорогое не нужно отдавать публике, потому что, если отдашь все дорогое, сердце ни у кого не защемит».
комментарии(0)