Фото с сайта kinotavr.ru
Для фильма «Сердце мира» главная награда стала не единственной – ее же признала лучшей Гильдия киноведов и кинокритиков, а исполнителя главной роли Степана Девонина назвали на «Кинотавре» лучшим актером. Картина, над сценарием которой Мещанинова работала вместе с Борисом Хлебниковым и Степаном Девониным, рассказывает историю ветеринара Егора, работающего на затерянной где-то в глуши тренировочной станции для охотничьих собак. Живет он в маленьком домике, по соседству с хозяйским, куда робко ходит ужинать – в остальное время ухаживает за многочисленными четвероногими обитателями станции, от собак до лисиц и оленей. В прошлом остались сложные отношения с матерью, которые не отпускают – то тетка нагрянет делить наследство, то дочка хозяина станции нагрубит сыну. Как говорится, «чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак» - но Егор, которому так тяжело дается общение даже с теми, от кого он живет в нескольких метрах, очень хочет найти в них семью, которой у него никогда не было.
Пронзительная, как и любой сценарий Наталии Мещаниновой (вспомнить хотя бы прошлогоднего обладателя Гран-при «Кинотавра» - фильм «Аритмия»), история показана на экране аккуратно, без надрыва – заслуга в том числе и сдержанной игры Степана Девонина, и тонкой операторской работы, превращающей камерное действо в лесной глуши в живописное полотно, то подернутое туманом, то забрызганное грязью, то умытое дождем. Тонкая драма о травме, излечении, прощении, мире в душе и вокруг, о таких разных проявлениях самого главного чувства – любви.
И это, наверно, делает выбор жюри единственным верным, даже несмотря на наличие в конкурсе очевидно более актуальных, затрагивающих непосредственную политическую и общественную повестку, картин – вроде «Истории одного назначения» Авдотьи Смирновой, получившей в итоге приз за сценарий. Основой для него, написанного Смирновой совместно с Анной Пармас, стала книга Павла Басинского – точнее небольшой рассказ-эпизод из жизни Льва Толстого. События середины XIX века зазвучали сегодня не просто современно, а даже злободневно. Молодой поручик Григорий Колокольцев (брат Авдотьи Смирновой, актер Алексей Смирнов), якобы устав от опеки отца-генерала (Андрей Смирнов), самовольно переводится из столицы в Тульскую область – где становится свидетелем и участником трагических событий, вынужденный выносить приговор совершившему по военным меркам непростительный поступок полковому писарю. Замешанным в эту историю оказывается живущий по соседству Лев Толстой, еще молодой человек, но уже известный писатель. Его жену Софью Андреевну сыграла Ирина Горбачева – неожиданный, но, как оказалось, точный выбор, благодаря которому семья писателя, образ которой застыл в веках, выглядит не просто живой, а современной, а происходящие с ними и вокруг них события так легко соотнести с событиями сегодняшними. Кино о милосердии, которое по словам самой Авдотьи Смирновой, выше закона – пожалуй, самая важная картина на «Кинотавре», особенно в свете того, как много слов по ходу фестиваля сказали его гости и участники в поддержку уже год находящегося под домашним арестом Кирилла Серебренникова и уже почти 30 дней голодающего Олега Сенцова.
Церемония закрытия не стала исключением: награждавший «Сердце мира» призом Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен первым в этот вечер обратился со сцены со словами поддержки в адрес Сенцова и Серебренникова – его примеру последовали почти все, кто выходил следом. Председатель жюри конкурса дебютов Андрей Плахов, вместе с председателем основного жюри Алексеем Попогребским перед награждением лучшего дебюта вместе обратились к тем, от кого зависит судьба двух режиссеров: «Мы не можем не думать об Олеге Сенцове и Кирилле Серебренникове. Мы считаем оба процесса сугубо политическими. Присоединяем свои голоса к голосам тех, кто борется за их свободу в России и за ее пределами». Продолжил Александр Горчилин, который получил один из двух призов конкурса дебютов – второй, равнозначный, достался режиссеру «Глубоких рек» Владимиру Битокову. Автор «Кислоты», ученик Серебренникова, Горчилин, конечно, не мог не вспомнить своего учителя: «Надеюсь, что он когда-нибудь посмотрит мой фильм и свое «Лето» - также, как и мы, на большом экране».
Что касается остальных призов, то награду за лучшее музыкальное решение фильма получили «Ван Гоги» и композитор Эдуард Галкин. Лучшим оператором стал Денис Аларкон-Рамирес, снимавший «Подбросы» Иван И. Твердовского – этот же фильм принес победу актрисе Анне Слю. Лучшим режиссером стал Григорий Константинопольский со своим «Русским бесом». Без статуэток, к сожалению, осталась «Война Анны» Алексея Федорченко, однако жюри отметило специальным дипломом сыгравшую в фильме главную роль юную актрису Марту Козлову.
комментарии(0)