0
2582
Газета Культура Печатная версия

07.06.2018 14:05:00

Режиссер с синдромом человека

Не стало Киры Муратовой

Тэги: муратова, вгик, фильм, кинематограф, режиссер


муратова, вгик, фильм, кинематограф, режиссер Фото РИА Новости

Режиссер, сценарист, автор двух десятков знаковых сразу для нескольких эпох фильмов, умерла на 84-м году жизни в Одессе – городе, где 40 лет назад начался ее творческий путь. На Одесской киностудии выпускница ВГИКа, ученица самого Сергея Герасимова, сняла свои первые, свои главные работы – «Короткие встречи», «Долгие проводы», «Астенический синдром».

Впрочем, увидеть первые два зрители смогли лишь в конце 80-х – картины больше десяти лет пролежали на полке. В «Коротких встречах» она сама сыграла вместе с Владимиром Высоцким и Ниной Руслановой лирическую историю о любовном треугольнике – такую простую, но одновременно такую тонкую, правдивую, непридуманную от первого до последнего кадра, от первой до последней реплики. Никто, кроме Муратовой, кажется, не умел так показать отношения между людьми и людей, прекрасных в своем несовершенстве, узнаваемых и близких, от этого маленьких, в этом – величественных.

Будь то социальная драма «Долгие проводы» о материнском одиночестве в душной атмосфере общества или «Астенический синдром» – о женщине, потерявшей мужа, и школьном учителе, на нервной почве засыпающем в неподходящих местах. И этот фильм чиновники из Госкино в прокат пустили неохотно и ограниченно – слишком сложно в нем был показан советский человек, слишком странные для того времени проблемы его мучали. Не долг перед страной, а обычная жизнь со всеми ее тяготами и заботами. Атмосфера в стране менялась и это не могло не действовать на людей. Муратовой – одной из немногих в то время – удалось показать это страшное чувство сумасшедшей усталости от неизвестности, жизни, как в последний раз, с криками, необузданной экспрессией и чувством полного отрешения от действительности.

«Астенический сидром», вопреки всему и не спросив никого, Кира Муратова отправила на Берлинский кинофестиваль – и фильм получил специальный приз жюри, открыв миру удивительного, почти неизвестного в родной стране, но так точно эту страну и живущих в ней людей чувствующего режиссера. В 1994 году она сняла «Увлеченья», любовную драму, действие которой разворачивается на ипподроме и где в главной роли появилась, по сути, дебютировала, актриса Рената Литвинова. Позже появились «Три истории» и «Настройщик» – наконец-то действительно в широком прокате, за которым последовала заслуженная уже давно любовь зрителей.

От первого до последнего фильма Киру Муратову неизменно интересовала природа человека и человеческих отношений, которую она не только чувствовала, но и умела показать как никто другой. И в начале своего творческого пути, и ближе к концу, в состоящей из двух новелл драме «Два в одном», в «Мелодии для шарманки», в черно-белом «Вечном возвращении» – стилизованном под кинопробы и разыгранном всеми ее любимыми актерами, раз за разом произносящими с экрана один и тот же диалог, погружающий зрителя в мир кинопроизводства. Новый, в котором на смену чиновникам из Госкино, запрещавшим ее первые картины, пришли продюсеры, ничуть не менее бездушно, пусть и с другими целями, судьбу этого кино определяющие. Ни тех ни других Кира Муратова не боялась, с любовью и нежностью показывая своих героев, наблюдая за ними от эпохи к эпохе. Снимая для зрителей, которым, как и муратовским персонажам, приходилось и приходится выживать и жить в предлагаемых страной обстоятельствах, которые могли смотреть на экран, узнавать себя, знать, что их понимают – и найти в этом немного утешения. «НГ»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"ММКФ"-24 расскажет, как пришельцу выжить в Мо…

"ММКФ"-24 расскажет, как пришельцу выжить в Мо…

Наталия Григорьева

46-й Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля

0
3626
Эмир Кустурица: "Против смерти самое лучшее лекарство есть искусство и художничество"

Эмир Кустурица: "Против смерти самое лучшее лекарство есть искусство и художничество"

Вера Цветкова

Фестиваль "Дух огня" стал крупнейшей в России международной площадкой кинематографических дебютов

0
5313
Никита Кобелев: "Время ставит большие вопросы и требует хотя бы попытки найти ответы"

Никита Кобелев: "Время ставит большие вопросы и требует хотя бы попытки найти ответы"

Елизавета Авдошина

Главный режиссер Александринского театра – о "Воскресении", китайских "Лягушках" и новой роли Тихона Жизневского

0
4866
Под конец хрущевской оттепели

Под конец хрущевской оттепели

Вячеслав Огрызко

О первой экранизации романа Юрия Бондарева «Тишина»

0
4806

Другие новости