Оркестр Ensemble intercontemporain (Франция). Фото с сайта remusik.com
Как и предыдущие четыре раза, проект Санкт-Петербургского центра современной академической музыки reMusik.org стартовал в конце мая. И пока одни жители города ждут наступления Белых ночей, а другие – звездный фестиваль Валерия Гергиева с одноименным названием, параллельно в северной столице совершается, без преувеличения, чудо. Силами композитора Мехди Хоссейни и его команды энтузиастов в Санкт-Петербург съезжаются крупные представители современной российской и европейской академической музыки – композиторы, музыканты, лекторы.
В концертных залах звучат такие «мэтры» как, например, Кейдж, Лахенман, Хаас, Фурер, а их сочинения становятся доступными благодаря высокому исполнительскому классу ансамблей, специализирующихся исключительно на подобной музыке. И если в Москве похожий авангардный музыкальный фестиваль собирает большое количество специалистов, критиков и даже меломанов, то в Петербурге, как признаются сами участники фестиваля, этот процесс объединения значительно отстает. На фоне московской интеграции новейшей музыки в культурную среду фестиваль reMusik воспринимается неким обособленным пространством, где Мехди Хоссейни, подобно Петру I, прорывает окно в Европу – в мир электроакустической и сонорной музыки, спектрализма и сатурализма.
На фестивале, как и прежде, есть уникальная возможность услышать различные ансамбли современной музыки на центральных площадках города (концертный зал Мариинского театра, Новая сцена Александринского театра, Анненкирхе и т.д.). Неоспоримой ценностью является участие европейских коллективов – в этом году их оказалось целых шесть. Швейцарский Ensemble of Nomads – молодой проект пианиста Талви Ханта и гитариста Эмилио Гуима, которые вместе с приглашенными музыкантами озвучивают экспериментальные синтезированные пьесы (на фестивале были исполнены два мультимедийных перформанса Гуима).
Другой швейцарский коллектив - дуэт Electric Primitivo в составе того же Эмилио Гуима и Артуро Кораллеса умело сочетают новую музыку и рок-звучания. В рамках своего выступления польский NeoQuartet познакомил слушателей со своими соотечественниками, малоизвестными у нас композиторами Войтеком Блехарцом и Беттиной Скрыпчак, а для всех почитателей Сергея Слонимского музыканты представил его раннюю пьесу «Антифоны». Ensemble Fractales на фестивале осуществил мировые премьеры российских композиторов Александра Хубеева и Артура Зобнина.
Особое место в программе занимают два французских ансамбля современной музыки. Ensemble intercontemporain, основанный Пьером Булезом, по праву может называться легендарным и, пожалуй, не требует особого представления. Впрочем, как и их коллеги – Ensemble 2e2m, выступившие в заключительный день фестиваля с «новинками» от Сергея Невского, Владимира Раннева и Алексея Сысоева в контексте с композиторами первого русского авангарда – Иваном Вышнеградским, Артуром Лурье и Николаем Обуховым (проект «Родина и Родина»). Помимо того, в программе значился совместный российско-швейцарский проект Radical Muzak Septet – импровизаторы, использующие в своем арсенале вертушки и другие звучащие объекты.
Почетными гостями шестидневного марафона стали Франк Бедроссян – французский композитор, который во многом оказывает большое влияние на молодых коллег; Клод Леду, изучающий внеевропейскую музыку и параллельно занимающийся музыкальной журналистикой, а также уже упомянутый Артуро Кораллес.
Творческие встречи с петербургскими композиторами (Светлана Лаврова, Владимир Раннев, Настасья Хрущева, Олег Гудачев, Юрий Акбалькан, Александр Макварт, Иван Абрамов и примкнувшие к ним Сергей Невский и Олег Пайбердин) были иниицированы командой сайта о новой музыки Stravinsky.online. В ходе беседы с шеф-редактором Владиславом Тарнопольским приглашенные спикеры ответили на вопросы, цель которых сводилась к попытке обозначить творческие установки, отношения к явлениям новой музыки каждого из участников. В один из дней фестиваля reMusik состоялся финал Третьего Международного конкурса имени Сергея Слонимского. Произведения финалистов Элени Ралли, Владимира Радомилова, Пияват Луиарппрасерта, Ансельма Макдональда, пока неизвестные нашей публике, исполнил известный ансамбль «Галерея Актуальной музыки». Подопечные Олега Пайбердина также продемонстрировали панораму современной русско-швейцарской музыки: программу украсил опус «Топинамбур» для флейты, виолончели и фортепиано ушедшего из жизни пять лет назад Георгия Дорохова – композитора, которого помнят и любят до сих пор.
Отдельно стоит сказать об открытии фестиваля в Концертном зале Мариинского театра. Неудавшуюся дискуссию с участниками и гостями (диалога с публикой не случилось по причине их отсутствия) в полной мере компенсировало выступление Ensemble Intercontemporain. Шесть музыкантов открыли вечер неким посвящением отцу-основателю коллектива Пьеру Булезу, сыграв его пьесу Improvisé (причем, в редакции 2005 года). Прерываемая мелкими мотивами и пуантилистическими точками, музыкальная ткань сочинения ощущалась как единое целое, наполненное всевозможными техническими трудностями.
Assonansse Ib для кларнета, скрипки, альта и виолончели Микаэля Жарреля – своего рода продолжение предыдущего номера, решенное, правда, путем контрастных сопоставлений звукового хаоса и упорядоченности. Пьеса Gehörte Form — Hommages Дитера Аммана, одного из хедлайнеров позапрошлого фестиваля, неожиданно отсылала к эстетике нововенцев (ее начало даже напомнило первые такты «Лирической сюиты» Берга), а композиция Sarukhani III Мехди Хоссейни, наоборот, –эстетику новейшей музыки начала XXI века с ее атрибутом в виде нетрадиционных способов воспроизведения звука. Завершали же первое и второе отделение концерта…багатели. Но не бетховенские, а композиторов Дмитрия Курляндского и Франка Бедроссяна. Оба цикла из трех пьес были восприняты на ура, сорвав бурные овации публики, но багатели Курляндского произвели особое впечатление. Тихая музыка (с мотивами из Бетховена?), позволяющая услышать биение собственного сердца, рождалась словно из небытия и тут же исчезала, растворялась в холодном зале.
Санкт-Петербург-Москва
комментарии(0)