Даниил Дондурей был для кинематографистов экспертом номер один. Фото РИА Новости |
Прошел год с момента кончины Даниила Дондурея – уникального культуролога, социолога искусства, главного редактора журнала «Искусство кино». 22 мая его коллеги и друзья собрались в московском Центре документального кино на вечер памяти и первый просмотр материала к будущему фильму о Данииле Борисовиче.
Год без Дондурея высветил, какую огромную и важную роль играл этот человек в судьбе отечественной культуры и науки о культуре. Покуда он руководил старейшим отечественным журналом о кино, Дондурей больше был вовлечен в кинематографическое сообщество, но без его усилий, например, не было бы открыто Общественное телевидение – об этом рассказал в ходе вечера председатель Совета по правам человека Михаил Федотов. Дондурей слыл безусловным авторитетом для практиков и теоретиков кино, он умел объяснять творцам, как встраиваются их фильмы в общекультурный контекст, почему современный зритель смотрит то и не смотрит это. Дондурей был неутомимым ходоком в верха, умел донести до власти не просто информацию об истинном состоянии дел в культуре, но и конкретные предложения по выходу из кризиса. И его там слышали, хотя в последние годы руки у него опускались от невозможности пробить стену абсурда. Глубочайшие знания, уникальное стратегическое мышление Дондурея могли бы быть поставлены на госслужбу («Я три раза отказывался от поста замминистра культуры», – рассказывает он в фильме), но он не соблазнился, зная правила игры в чиновничьей сфере. «Многое способствовало тому, чтобы он скукожился и сгнил, но Даня оказался непортящимся», – сказал режиссер Сергей Соловьев.
Кстати, Соловьеву в тот вечер повезло больше других его коллег, приехавших впритык к началу – ему нашли место в первом ряду, а, например, режиссеры Алексей Попогребский, Бакур Бакурадзе, Анна Меликян сидели на ступеньках. Хоть с экрана Дондурей и сказал с меланхолической улыбкой, что журнал «Искусство кино» режиссерам не нужен, так как «портит им настроение», режиссеры признавались, что росли на этом журнале, а позже с замиранием ждали тамошних рецензий на свои первые опусы. «Это аналитический журнал! Про то, что на самом деле происходит в культуре, – говорит Даниил Дондурей в фильме. – Люди потом поймут его ценность. Не сегодня, когда профессиональная журналистика становится сферой услуг. Когда русская культура вообще уклоняется от независимой экспертизы».
То ли это «потом» уже наступило, то ли в зале собрались те творцы, которым и раньше была нужна обратная связь с серьезными экспертами. Правда, таких экспертов – чью критику авторы способны принять без обид и ругани – по пальцам пересчитать, и именно таких «коллекционировал» Дондурей в редакции «Искусства кино». А сам был для кинематографистов экспертом номер один, чьего слова ждали, как диагноза, – потому как избегал он какой-либо вкусовщины и оперировал исключительно объективными категориями.
Главным событием вечера стал показ «эскиза» будущего документального фильма о Дондурее. Его делает дочь Даниила Борисовича, режиссер Тамара Дондурей. Она фиксировала беседы с отцом на протяжении, видимо, последних нескольких лет его жизни – это были его рассказы о том, как начиналась и складывалась его жизнь в профессии, что он считает своими достижениями и что хочет еще сделать. Уже сейчас можно сказать, что фильм снят с удивительным балансом личной, дочерней любви и ясного понимания масштаба, уникальности личности героя. И это не будет фильмом для «внутреннего пользования»!
На экране человек совершенно беспрецедентного склада мышления, и за его мыслью следуешь с напряженным вниманием. Его всю жизнь интересовала тема программирования общественного сознания, а сам он не поддавался никаким влияниям и другим объяснял, как среда, система манипулируют людскими устремлениями, представлениями о жизни. «Взгляды миллионов людей изготовляются кем-то, как на заводе», – считал Дондурей. Таинственных изготовителей взглядов он называл «смысловики». «Они обучают думать так, а не иначе». Анализу технологий «смысловиков» Даниил Борисович собирался посвятить ряд статей и главу в книге, которую задумал, увы, уже на исходе жизни. В течение 2017 года болезнь буквально съела его. Последнюю беседу его дочь Тамара вела уже в Израиле, где отец находился на лечении, и от этого эпизода сердце сжимается. Не потому, что Дондурей резко изменился внешне, а потому что на твоих глазах мудрый человек спокойно и мужественно подводит итоги жизни. «Карьеры никакой… Зато я всю жизнь занимался тем, что мне интересно. Это шикарная жизнь!»
А начинается фильм с того, что закадровый интервьюер просит Дондурея назвать то, что он считает своими главными достижениями. Знаменитый ученый и деятель культуры выделяет всего три «дела федерального значения», которыми гордится. Руководство журналом «Искусство кино» в течение 23 лет. Свое участие в увещевании властей, когда те решили квотировать показ американского кино в России до 50% («Я потратил много времени на то, чтобы убедить их: надо не запрещать, а конкурировать, причем качеством контента»). Проведение в 1986 году 17-й Московской молодежной выставки, легализовавшей авангардное, неофициальное искусство, давшей площадку «подпольным» музыкантам Виктору Цою и Борису Гребенщикову.
На самом деле Даниил Дондурей сделал много больше дел федерального значения. И никакого вечера памяти не хватило бы на перечисление этих дел. Утешает то, что он оставил огромный задел, так как свои идеи, концепции и предложения никогда не таил до случая. Так что дело его в прямом смысле живет.
комментарии(0)