«Доходное место» по-сербски – фарс, да и только. Фото со страницы Югославского драматического театра в Facebook
В Малом театре завершился XII фестиваль «Островский в Доме Ост-ровского». Название не случайное. С легкой руки Добролюбова, создания великого драматурга давно именуются «пьесами жизни». Именно Островский научил русских актеров искусству достоверной, жизненно правдивой игры, скажем больше – национальному способу жить, думать, чувствовать, любить на сцене. Когда в конце прошлого века началось обрушение культурных опор нашей жизни, Малый театр схватился за любимого автора как за очень прочную, серьезную и устойчивую ценность, с которой не хотелось расставаться. Тогда-то и возникла идея фестиваля, способного оберегать и сохранять внутреннее, духовное единство русского актерского искусства.
В Малом знают, что Александр Николаевич не всегда так задумчиво и вольготно сидел в кресле перед театром. Когда-то давно он был молодым и писал хорошие пьесы. И создал столько человеческих образов, типов, характеров, что нашему театру в ближайшее столетие можно не беспокоиться о том, чем из классики порадовать зрителей. Артисты прославленной труппы владеют секретом исполнения драматурга, тайной его театральной поэ-зии. Большинство участников фестиваля догадываются, что этот секрет спрятан в одухотворенном пространстве Малого театра, и начинают на него ориентироваться.
Легендарная сцена, кажется, сама способна отторгать все болезнетворные (и в силу этого малохудожественные) спекуляции. Ее воздух облагораживает. И это не может не волновать артистов, впервые выходящих на нее, чтобы приобщиться к высокой норме понимания и чувствования Островского. Сфальшивить перед публикой, видевшей гениальных актеров в гениально написанных ролях, любящей, чтобы на сцене все было «по жизни» и «по правде», – это серьезный риск потерять репутацию. Сразу отметим, что ни с одним из выступавших на фестивале такого огорчения не случилось.
По сложившийся традиции открывали фестиваль хозяева – постановкой Владимира Драгунова «Сердце не камень». Странная и очень непростая комедия. Купец Каркунов, чувствуя приближение последнего часа, начинает беспокоиться о том, о чем никогда в жизни не задумывался, – о том, как предстанет перед Богом. Не понимающий, что именно надо делать, чтобы не сгинуть в аду, герой путается в понятиях «искупить» (вину и грех) и «выкупить» (душу из ада кромешного). Тема прозрения, обновления, покаяния души – центральная в игре артиста Василия Бочкарева. С этой темой он выходит на сцену и проносит ее через весь спектакль. И какой дивный актерский дуэт он составляет с Владимиром Дубровским, играющим стряпчего Мудрова свежо и остро. Сколько искреннего, добродушного и снисходительного веселья вызывают в зале их диалоги, полные юмора и тайной печали. К канонически образцовому исполнению Островского подтягива-ются более молодые актеры. Глеб Подгородинский с неподдельным увлечением играет роль беспутного каркуновского племянника Константина. Ирина Жерякова прелестна в роли жены стряпчего Аполлинарии, жаркой и жизнелюбивой бабенки.
Контрастом по отношению к спектаклю Малого театра прозвучала постановка «Доходного места» в исполнении сербских артистов из Белграда. Режиссер Эгон Савин юмору предпочел сатиру и нацелил артистов на жесткую, атакующую манеру игры. В обрисовке чиновников Вышневского (Предраг Эйдус) и Юсова (Бранислав Лечич) доминировало саркастическое презрение. В исполнении роли вдовы Кукушкиной (Елисавета Саблич) и ее дочерей (Йована Гаврилович и Милена Живанович) преобладала почти фарсовая резкость красок. Насмешливо была подана и злосчастная Вышневская (Анжелика Симич). Островский вовремя остановил молодого героя от полного нравственного падения. Но театр в эту остановку не поверил и вызвать сочувствие к Жадову (Никола Ракочевич) не стремился. Некоторая угрюмость в трактовке конфликта сделала спектакль грубоватым по посылу и сумрачным по интонации, но при всем том живым и честным.
Гости из Риги показали спектакль «Не все коту масленица», постав-ленный петербургским режиссером Игорем Коняевым. Они разыграли свои роли с таким наслаждением, с такой щедрой музыкальностью, что на них было любо-дорого смотреть. Алексей Коргин замечательно выступил в роли молодого приказчика Ипполита. Своей фантастической пластикой, осмысленностью жеста и четкостью донесения текста он напомнил о том, что не напрасно Рижский русский театр носит имя Михаила Чехова. Глубокое понимание национального характера продемонстрировал артист Игорь Чернявский, сыгравший роль самодура Ахова бравурно и живописно. Высококлассная игра артисток старшего поколения – Людмилы Голубевой (Маланья) и Светланы Шиляевой (Феона) – живо напомнила о славных временах талантливого художественного правления Аркадия Каца.
Молодежный театр на Фонтанке предложил неожиданный вариант прочтения Островского. Пьесы с таким названием у драматурга нет. Переименовав «Женитьбу Белугина» в «Любовные кружева», режиссер Семен Спивак микшировал социальные мотивы комедии и предложил публике очаровательную историю о взаимоотношениях молодоженов – трудяги купца Андрея Белугина (Юрий Сташин) и своенравной аристократки Елены Карминой (Анна Геллер). Так возникла специфично петербургская версия европейской салонной комедии. Кружевную вязь, сотканную из тончайших переливов любовных чувств, артисты сплели с таким изяществом, грацией и свободой, что публика была им искренне за это благодарна.
Московский губернский театр предложил зрителям комедию с пословичным названием «Нашла коса на камень» (авторское название – «Беше-ные деньги»). Сергей Безруков поставил спектакль лихой и шумливо игровой. Важно, что не пустой и очень содержательный. Спектакль кажется многонаселенным и отчасти перегруженным, но цельным и органично развивающимся. Актеры играют слаженно, как по нотам. Хороши все, но особенно привлекательны искренняя Карина Андоленко (Лидия Чебоксарова) и бесконечно обаятельный Сергей Вершинин (Телятев). Нельзя не отметить Антона Хабарова, играющего роль Глумова умно, четко, зрело, интересно.
«Волки и овцы» на фестивале были представлены в двух сценических версиях – нижегородской и рыбинской. Нижегородский театр драмы имени Горького – театр хороший, с отлично сбалансированной труппой и высокопрофессиональной работой цехов. Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», показанный на фестивале несколько лет назад, заслужил и любовь публики, и благосклонность критики. К сожалению, постановка «Волков и овец» уступила давнему впечатлению. В нее вложено немало постановочной изобретательности, придумано много занятных подробностей, но все ухищрения не дают нужного тона. Они во многом приблизительны, и это досадно. Актеры работают честно, к ролям относятся ответственно, но нужной интонации исполнения поймать не могут. Отдельные хорошие моменты вытесняются менее точными. Тем не менее, «театрального криминала» – пошлости, агрессии, дешевки в достижении успеха – актеры счастливо избежали, за что и были в финале награждены аплодисментами зрителей.
В Рыбинском драматическом театре «Волки и овцы» идут пятый сезон. Для муниципального театра небольшого городка это весьма серьезный срок, свидетельствующий о художественной прочности постановки. Актеры играют свои роли с удовольствием, которое летит через рампу в зрительный зал и вызывает ответную благодарную реакцию зрителей. Режиссер Петр Орлов решил спектакль острыми, озорными театральными средствами. Действие начинается с игрового пролога: Купавина идет во главе напыщенной похоронной процессии вслед за высоко поднятым «гробом» покойного старика Купавина. Когда с четырехугольной рамы, имитирующей «гроб», снимают траурное покрывало и ставят ее вертикально, усатый покойник сердито смотрит на свою молодую вдову, которая как-то не особо сильно горюет о его кончине. То, что в пьесе только указано, здесь явлено воочию и зал хохочет от всей души. Таких остроумных, актерски сочных, вкусных жанровых моментов в спектакле немало – у Светланы Колотиловой (Мурзавецкая), Сергея Молодцова (Мурзавецкий), Павла Иванова (Горецкий), Аллы Смоленковой (Купавина), Алексея Батракова (Беркутов). Надо бы перечислить едва ли не всех артистов, указанных в программке, жаль, что размеры газетной статьи не позволяют этого сделать.
Существенная черта фестиваля «Островский в Доме Островского» – уважение к тем ценностям и идеалам, которые в игровой комедийной форме отстаивает великий национальный драматург. Юмор, разлитый в фестивальных спектаклях, проверяет на прочность основы русской культурной традиции, а не ведет огонь на их уничтожение. В центре внимания – жизнь человеческой души в потоке меняющегося времени. Малый театр продолжает оставаться верным своей главной творческой установке – создавать спектакли про людей и для людей. Просьбы о «лишнем билетике» перед началом фестивальных показов и бурные аплодисменты в финале каждого спектакля означают, что такие спектакли необходимы душе современного зрителя.
комментарии(0)