0
2665
Газета Культура Печатная версия

16.05.2018 15:08:00

Драматург живой реальности

Не стало соратника Михаила Угарова Елены Греминой

Тэги: гремина, театр.doc

On-line версия

гремина, театр.doc Фото с сайта www.gctm.ru

В возрасте 61 года ушла из жизни Елена Гремина. Для современного российского театра – это невероятная потеря. Ужас в том, что месяц назад проводили в последний путь ее мужа и творческого соратника Михаила Угарова, тоже драматурга и сооснователя Театра.doc. Очевидно, что Гремина не пережила смерти близкого человека, недавно она писала в своем личном блоге: «Не надо соболезнований. Мне очень, очень повезло, что мы встретились – этого могло и не быть <…> Мы вместе почти 25 лет (в сентябре 2018-го должно было быть, он все мне говорил: «Не может быть, что уже 25! Столько не живут!»). И правда. Не живут, в нашем случае». 

Театр.doc осиротел. Важно понимать, что это театр, в котором не может быть назначений, это по-настоящему авторский, независимый, как его называют, честный театр, который боролся не только за открытие новой художественной формы, но в первую очередь творческими средствами говорил о социальной несправедливости, попрании государством человеческой свободы, прав и личности. Не литературный текст, а «кровавый» документ ставится здесь во главу угла.  

Если Угаров был отцом новой драмы, то Гремина – матерью. Это молодые драматурги, которых она учила, воспитывала, поддерживала в становлении. Направление документального театра, которое развивала. Непрерывные акции, которые инициировала. Одним из последних в Доке прошло награждение правозащитников – эта сфера была выведена в отдельное течение  – «театра прямого действия» или «театра соучастия». Театра, который бы менял мир к лучшему – не на словах, а на деле. 

Ее судьба как драматурга и схожа с угаровской, и несхожа одновременно. Училась в Литинституте и в потерянные 90-е писала пьесы на историческом материале, о российской истории как об остросюжетном детективе (не случайно потом Гремина много работала над сценариями сериалов). Ее пьесы шли по всей России: «Русское затмение» («Дело корнета О-ва») о времени пред- и постреволюции, «Сахалинская жена» о путешествии Чехова за переписью на остров, «За зеркалом» об эпохе дворцовых переворотов, «Глаза дня» о Мате Харри  и др. В нулевые годы, когда время стало требовать незамедлительной нравственной реакции от интеллигенции, Гремина стала писать документальные драмы, которые ставили в Доке по горячим следам событий: Сентябрь.doc о Беслане, «Час восемнадцать» о «деле Магнитского», «Двое в твоем доме» о белорусской оппозиции. Одна из последних пьес соединила эти две ветви: «150 причин не защищать родину», несмотря на вербатим из XV века, была на деле аналитикой нашего русского апокалипсиса, который уже начался.

В преамбуле к одной из своих пьес Гремина когда-то сформулировала: «Цивилизация нам навязывает как норму «стокгольмский синдром» –  лояльность к тем, кто вас угнетает. И эта установка уничтожает само понятие героизма. Но и сегодня можно быть героем». Гремина и была героем – героем своего гуманистического дела. И в это черное время особенно страшно, когда уходят такие люди. 

«НГ»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости