0
2905
Газета Культура Печатная версия

28.03.2018 16:40:00

Билетную мафию предлагают штрафовать на миллион рублей

Минкульт представил законопроект о борьбе с театральными спекулянтами

Тэги: минкульт, журавский, билеты, спекулянты, театры

Полная On-line версия

минкульт, журавский, билеты, спекулянты, театры На фото заместитель министра культуры Александр Журавский. Фото агентства городских новостей "Москва"

В Международный день театра замминистра культуры Александр Журавский и директора столичных учреждений культуры обсудили ценообразование и контроль над билетными продажами. Была представлена автоматизированная система анализа данных по посещаемости театров, а также законопроект, который планируется к принятию в сфере билетных продаж. Избитая история мафии театральных спекулянтов должна наконец найти свое завершение в виде законодательного преследования.

Министерство культуры при помощи профессионального сообщества, по словам Журавского, уделяет большое внимание урегулированию продаж. Новая единая онлайн-система, которая начала работать с конца прошлого года, фиксирует объемы продаж и цены на билеты. Можно сказать, контролирует «белый» рынок. Основная цель в том, чтобы была достоверная сравнительная информация о подведомственных Минкульту учреждениях (театры, музеи, филармонии) и отмечался бы потенциал роста по категориям стоимости, посетителям, ценам. А также эффективность менеджмента.

Так, например, объем продаж федеральных театров за январь-февраль 2018 года составил 1 389 554 623 руб. при средней стоимости посещения 1626 руб. и количестве посетителей почти в 855 тыс. человек. По продажам сейчас лидирует Большой театр, затем идет Мариинский, потом Вахтанговский. А вот по количеству посетителей Мариинский опережает Большой, так как стоимость билетов московского театра превышает цены петербургского.

Учет продажи билетов – одна из прикладных задач министерства. Сегодня важнее найти решение давно наболевшего вопроса – противодействовать рынку спекулянтов. «Есть ощущение, что цены на билеты непомерно высокие именно из-за предложения спекулянтов; возникает впечатление правового нигилизма – что борьбы с ними нет. И как следствие, потребитель, зритель, который не получает должного доступа к культурному благу», – сказал Александр Журавский.

Согласно законопроекту, билеты смогут продавать не только сами театры и музеи, но и организации, у которых есть с ними договорные отношения. Закон будет двунаправленным – защищать и потребителя, и сам театр. Планируется отрегулировать систему возврата билетов: если покупатель возвращает билет сам, то за услуги может быть удержано около 10%, а остальная сумма будет возвращена, если билет будет учреждением реализован. В полном объеме – если спектакль, к примеру, отменен по вине театра. В случае если билет продается не по номиналу, административное правонарушение может фиксироваться представителем Минкультуры. Если театр попытается продать билет с исправленной ценой, то в процесс вмешается Роспотребнадзор. Штрафы за спекуляцию должны будут существенно превысить доходы этой мафии: для физлиц от 100 до 300 тыс. руб., а для юрлиц – от 700 тыс. до 1 млн.

Юрий Кравец, и.о. директора-художественного руководителя, подтвердил, что при том, что МХТ им. Чехова буквально в лицо знает всех нечистых на руку из тех, кто постоянно дежурит в Камергерском, законных способов борьбы с ними пока не было.

Владимир Урин признался, что все пять лет своего руководства постоянно обсуждает тему билетных спекуляций. Борьба с перекупщиками имеет большие правовые ограничения, но театр старается применять свои меры – билеты продаются не больше двух в одни руки и только по паспортам. Хотя полностью ограничить доступ перекупщиков к билетам театр не может и тут как раз сложно переоценить важность нового закона.

По словам гендиректора Большого, то, что в главный театр страны невозможно попасть, – это легенды. Билеты на балет и оперу нужно приобретать заранее – в этом весь рецепт. И даже на топовые спектакли цены выше, чем 15 тыс. руб., не бывает, кроме «Щелкунчика» 31 декабря. Эти цены существуют на уровне оперных домов мира, к тому же в Большом работает около 3 тыс. человек. «Если театр не установит свои цены на билеты, то эти деньги окажутся в других карманах. Что и было при моем предшественнике, Анатолии Иксанове, когда цены резко подскочили», – сказал Урин.

Владимир Урин – единственный, кто кроме формальных показателей отметил и важный социологический момент. Накрутка цен на билеты – это потеря настоящего театрального зрителя, слоя интеллигенции, которая сегодня неплатежеспособна. Для того чтобы театр работал и в социальном направлении и одновременно финансово эффективном, нужно проводить глубокий анализ зрительного зала театра, убежден руководитель Большого театра.

Антон Гетьман уверен, что сама идея ограничения перепродажи билетов – нужная, но возникает вопрос – заработает ли очередной закон. Директор Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко вспомнил, что, когда он работал в Большом, театр выиграл шесть судебных исков у владельцев сайтов-клонов, которые в доменном имени использовали товарный знак Большого – в Москве, Петербурге и даже Новосибирске. Но ни один штраф, который судом был назначен, не был выплачен.

«Новый закон – еще одна попытка сделать так, чтобы законодательство заработало, но я смотрю на перспективу без оптимизма», – сказал Гетьман. Говоря о ценовой политике, директор музтеатра подчеркнул, что цена билета – итог множества факторов, кроме того, ее установка – момент стратегический. «Нужно попасть в рынок. Невозможно продавать билеты дешевле рынка, тогда кормятся спекулянты. Или дороже – тогда они не раскупаются. Вообще спекулянты зачастую конъюнктуру рынка знают лучше, чем директора театров. Они экономически довольно подкованные ребята», – рассказал Гетьман.

От цен на билеты, что важно, зависит и «дорожная карта» учреждения, которая увеличивает требования (в том числе повышения заработной платы согласно майским указам президента) при отсутствии изменения финансирования. «Где же брать? – задается вопросом Гетьман. – Либо спектакли перестать выпускать, либо начать сокращение штата». Сегодня собственные доходы театров составляют иногда от 30 до 60% бюджета, и государство потихоньку начинает снимать с себя финансовую нагрузку, оставляя учреждение перед тяжелым выбором.

Леонид Ошарин, директор Театра Маяковского, поделился секретом театральных цен: если за три-пять дней до спектакля билеты проданы, значит цена угадана; если за две-три недели все билеты проданы, значит продешевили; а если к началу спектакля билетов осталось много, поставили слишком дорогую цену.

В том, что театры в Москве «дорожную карту» вынуждены исполнять за счет цен на билеты, подтвердил и он. Театр Маяковского, чтобы выполнить ее до конца года, должен поднять цены на 15%. «Но невозможно даже на 200 рублей поднять все цены на билеты театра без специальной подготовки и вложения денег, то есть работы над дополнительным имиджем театра», – сказал директор Леонид Ошарин.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
6374
Про ближайшие премьеры телеэфира и онлайн-кинотеатров

Про ближайшие премьеры телеэфира и онлайн-кинотеатров

Вера Цветкова

О русской девушке в Японии, русской женщине в Аргентине и русских феминах на берегу Финского залива

0
24660
Театральное импортозамещение

Театральное импортозамещение

Елизавета Авдошина

Труппы из Архангельска, Казани и Омска в ближайшие месяцы приедут в Москву

0
5047
Феномен роста спроса на детский киноконтент

Феномен роста спроса на детский киноконтент

Замедление YouTube открыло потенциальную аудиторию отечественных онлайн-кинотеатров

0
6611

Другие новости