0
3007
Газета Культура Печатная версия

27.02.2018 17:22:00

И дольше века…

На 103-м году из жизни ушла старейшая актриса Маяковки Татьяна Карпова

Тэги: карпова, актриса, театр им. маяковского

On-line версия

nekro270218-t.jpg
Фото с официального сайта
театра им. Маяковского
В середине января Татьяна Карпова еще отмечала очередной день рождения. Но каким он был «очередным», когда каждый год оказывался чудом – 102 года! Владимира Зельдина, главного театрального старожила, Татьяна Михайловна пережила на год…
Имя актрисы и вся ее творческая, да и личная, жизнь связана с Театром имени  Маяковского, где Карпова прослужила более 60 лет, сыграла около полусотни ролей, до девятого десятка выходила на подмостки. В прославленную труппу юная артистка пришла, когда театр еще носил название Московского театра революции. И хотя ее фамилия сегодня не так известна широкому зрителю, тем более что она мало снималась в кино, Татьяна Карпова была заметной представительницей золотого века русской сцены. 

Будущая народная артистка застала почти весь театральный XX век. Родилась в Харькове (тогда еще российской губернии), и харьковский говор в будущем не раз становился препятствием на ее актерском пути, но находчивая и целеустремленная девушка никогда не стеснялась признаваться, что ей многому нужно научиться.  Впервые Карпова вышла на сцену в 13 лет в театре «Березиль», который создал легендарный Лесь Курбас. По его же совету после театрального техникума  и дебютных ролей в молодежном рабочем театре «Темафор» отправилась поступать в Москву, ведь все знали, что главный театр – именно там. 

Поступила вольнослушательницей в школу при МХАТе Втором, но заканчивала учебу уже на курсе Марии Бабановой в театральном училище при Театре революции. Великая актриса стала ее учителем в профессии и оставила «по наследству» некоторые свои роли. Признание  и первая главная «партия» молодой Карповой в театре Николая Охлопкова случились по воле судьбы, роль была буквально подарена знаменитой примой труппы. 

После войны Охлопков, услышав чтения Фадеевым «Молодой гвардии», незамедлительно решил ставить роман, видя в нем потенциал трагедийного зрелища. По причине не подходящего для роли юной комсомолки возраста Бабанова, назначенная на роль Любки Шевцовой, всячески отказывалась от участия. Но Охлопков попытался придать такому поступку политический смысл. Поэтому роль Бабанова выстроила, отрепетировала, но, сыграв несколько спектаклей, повредила связки – мог быть потерян голос. И на самом важном показе того времени – Комитету по Сталинским премиям – героиню сыграла «дублерша» – Татьяна Карпова. Как писала историк театра Майя Туровская, «куда менее характерная Карпова легче и естественнее вписывалась в звонкий молодежный ансамбль» своей простотой и задорностью. Поэтому за эту роль главную советскую премию получила именно она, что, конечно, не могло не задеть Бабанову. Этот исторический эпизод вот уже больше пяти лет разыгрывают в Маяковке в юбилейном документальном спектакле «Девять по десять», где очень точно показан страх и восторг молодой актрисы перед «хозяйкой сцены». 

Свою первую роль в кино актриса сыграла в экранизации водевиля  «На подмостках сцены» (1956), где эксцентрично изобразила провинциальную примадонну и интриганку Раису Сурмилову. Именно непревзойденное умение актрисы создать правдивый женский портрет, будь то романтическое прошлое или суровое настоящее, особенно ценили зрители. И в жизни она всегда оставалась настоящей женщиной – считала, что все ее роли только о любви. И вспоминала, как в войну перед отъездом в эвакуацию, не боясь прослыть сумасшедшей, легкомысленно отправилась в магазин, чтобы купить красивые туфли и отрез на платье. А в конце жизни, будучи прикованной к инвалидной коляске, Татьяна Карпова писала стихи.

«НГ»

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости