Николай Рощин нашел место для своих экспериментов только на Императорской сцене Александринки. Фото PhotoXPress.ru
Московский театр «А.Р.Т.О.» (Актерское режиссерское театральное общество) Николая Рощина, ныне главного режиссера Александринского театра в Петербурге, фактически перестал существовать. «Похоронили» его уже давно, когда экспериментальный театр-студию вынудили к слиянию с Центром драматургии и режиссуры имени Алексея Казанцева и Михаила Рощина (ЦДР), который находился в остром упадке. ЦДР теперь реанимировали – усилиями Владимира Панкова и его команды. А вот у «А.Р.Т.О.» окончательно отобрали будущее, хотя сейчас театр выпустил первую премьеру на новом, но, видимо, последнем этапе.
Печальная история «А.Р.Т.О.» тянется уже четвертый год. Независимым объединениям «А.Р.Т.О.» и «Открытая сцена» (последний – один из лучших проектов по работе с молодыми режиссерами) было настоятельно предложено стать частью ЦДР, к тому времени почти разваленного. Такова была идея оптимизации театрального хозяйства Департамента культуры. Изначально подразумевалась лишь смена юридического статуса двух коллективов, но все пошло не так. Стоит ли повторять, что каждый театр индивидуален. Теперь на карте Москвы нет их обоих: продюсерский проект «Открытая сцена» распался, хотя в 2005-м был инициирован тем же департаментом. «А.Р.Т.О.» потерял автономность и – как результат – обесценился художественно. Также под давлением обстоятельств. Таковы плоды неудачного конгломерата.
Небольшое полуподвальное помещение «А.Р.Т.О.» было закрыто на затяжной ремонт и безвременно перестало функционировать. В 2006 году Рощина назначили худруком театра «Русский дом», новообразованный коллектив переименовался в «А.Р.Т.О.» и сделал театр своими руками заново. Помещение всегда было государственным учреждением культуры города, после объединения стало числиться на балансе ЦДР. Однако так как центр, по мнению департамента, располагает достаточным для функционирования количеством помещений, а именно тремя сценическими площадками, это дало возможность заключить летом 17-го «соглашение о предоставлении в безвозмездное пользование помещения, находящегося по адресу: Сретенский бульвар, дом 6/1, строение 2, с Театром русской драмы под руководством Михаила Щепенко до второго квартала 2018 года, пока в основном здании данного учреждения проходит капитальный ремонт», – сказали «НГ» в пресс-службе ведомства. Их здание на Земляном валу пострадало от пожара еще в конце 2013 года.
Если подойти к окнам, на которых висят афиши, видно, что фойе хаотично завалено, площадка, видно, используется как склад или административный офис. На сайте театра Щепенко, о котором, правда, мало кто слышал в плане искусства за последние годы, говорится, что спектакли идут в других точках, а на Сретенском бульваре расположены кассы. Однако чаще дверь наглухо закрыта. «Юридически все нормально, без криминала, конечно. Здесь вопрос только этического порядка», – объясняет Николай Рощин в разговоре с «НГ». И становится ясно, что к «А.Р.Т.О.» эта сцена вряд ли уже вернется.
Ситуация выводит на понятные параллели. Достаточно сопоставить репертуар обоих театров разных лет. «А.Р.Т.О.» стал известен благодаря своим опытам, близким к философии Антонена Арто, биомеханике Мейерхольда, невербальному театру, поискам авторских средств сценической выразительности. Коллектив работал над сложной, неоднозначной, авангардной и абсурдистской драматургией (то, на что сегодня почти не решаются замахиваться): «Мистерия-Буфф» Маяковского, «Танго» Славомира Мрожека, «В ожидании Годо» Беккета и т.д. В Театре русской драмы все степенно: православие-самодержавие-народность. Старорежимный подход к историческим драмам. «Царский путь» (автор этого и других произведений в репертуаре – сам худрук), «Куликово поле», «Царь Федор Иоаннович» (премьера состоялась аж в 1997 году), «Муромское чудо» (сказание о благородных князьях…). Театр с удовольствием публикует отзывы преданных зрителей: «Благодарим за прекрасную игру. Храни вас бог», все желают божьей помощи. Обычно при каждом удобном случае вспоминают Русский духовный театр «Глас», который имеет немалые субсидии от города, но сложно найти обычного театрального зрителя, его посетившего. Оказывается, есть еще один – тоже идеологически удобный.
С приходом Владимира Панкова в ЦДР появились перспективы: коллектив Рощина обещали сохранить, как и помещение за ним, просто лаборатория оказывалась «одной из» внутри центра. Рощин уволился с поста худрука «А.Р.Т.О.» по собственному желанию, планируя оставаться приглашенным режиссером. Договоренности оставались – финансирование не сокращают. Лаборатория сама должна была определять все, что касается творчества; административная нагрузка и финансовый контроль переходил к дирекции ЦДР для организации творческого процесса. Все должно было решится, самое главное – долгожданный ремонт собственной площадки. Но оказалось, что, несмотря на выполненные проектные работы и начавшийся ремонт, по неизвестным причинам процесс был остановлен через месяц…
В декабре «после вынужденного творческого перерыва» «А.Р.Т.О.» наконец выпустил премьеру («Душная ночь» в постановке Натальи Волошиной). В нынешнем спектакле заняты, конечно, не все актеры, как и остался после туманного слияния не каждый. Что и понятно. Теперь артистам приходится реализовывать себя в других местах: уникальная по психофизике артистка Юлия Шимолина играет в маленьком частном проекте с говорящим названием «Театр, Которого Нет». Рощин участвовал в премьере как приглашенный сценограф. Слова о том, что лаборатория возродилась, – сильное преувеличение. В чужом помещении, без достаточных средств к существованию (продакшеном занимался продюсерский цент True stories, его возглавляет актриса Раушания Рахимова), творческий процесс совсем не тот, что был раньше.
Рощин сообщил, что, по словам директора центра Анны Волк, департамент решил не выделять деньги с февраля с.г. на зарплату актеров бывшего театра «А.Р.Т.О.». Ранее девять бывших сотрудников «А.Р.Т.О.» вошли в штат ЦДР: восемь артистов – Иван Волков, Олег Герасимов, Иван Игнатенко, Артем Манукян, Борис Перцель, Ирина Кнырикова, Волошина и Шимолина – и один администратор. Департамент подтвердил эту информацию, аргументировав тем, что «с каждым из артистов был заключен срочный трудовой договор сроком на год, до 31 января 2018 года. С 2018-го ЦДР, как и ряд других московских театров, перешел на грантовую систему финансирования, что, с одной стороны, дало возможность более свободно формировать штатное расписание, с другой – заставило более скрупулезно относиться к необходимости наличия в штате организации тех или иных ставок (штатных единиц)». С февраля договор этих артистов станет гражданско-правовым и будет заключаться на исполнение конкретной роли в определенном спектакле. «Оплата по этому договору будет производиться из собственных средств ЦДР, а не из выделяемых департаментом в рамках гранта. Практика заключения подобных договоров является повсеместной. С нашей точки зрения, она значительно эффективнее и правильнее в данной ситуации», – информировали «НГ» в Управлении театров и концертных организаций города.
Иными словами, руководство ЦДР (пока от комментариев отказавшееся) вынуждено теперь выделять деньги на новые постановки «А.Р.Т.О.» по остаточному принципу. Очевидно, что какими бы ни были справедливыми руководители ЦДР, в чьем подчинении не одна площадка (студия на Поварской, сцена на Соколе и сцена на Беговой), требующая постоянных инвестиций, невозможно регулярно финансировать «дополнительные» постановки. Вот и статус артистов уже поменялся на «приглашенных».
комментарии(0)