0
3659
Газета Культура Интернет-версия

19.02.2018 12:27:00

Кафкианская сказка о красавице и чудовище

В Театре на Литейном - премьера "Превращения"

Тэги: театр, спектакль, санктпетербург, тростянецкий, кафка


театр, спектакль, санкт-петербург, тростянецкий, кафка Фото со страницы театра "ВКонтакте"

Театральное сочинение режиссера Геннадия Тростянецкого поставлено по рассказу «Metamorphosis» 1912 года в переводе с немецкого Соломона Апта. Указаны пять ассистентов режиссера, в их числе Александр Козырев, ассистент по драматургической композиции.

Спектакль открывается эксцентрическим фарсовым прологом. Выходит, назовем его конферансье (Сергей Мосьпан), и сообщает, что семейство Замза выиграло музыкальный конкурс и приглашается на сцену. Из зрительного зала выходят члены семейства, но не в полном составе. Отсутствует сын Грегор. По просьбе конферансье они исполняют песню на немецком языке. После чего их с миром отпускают, предварительно попросив публику поаплодировать и выключить мобильные телефоны.

Открывается занавес: респектабельная буржуазная квартира (художник-постановщик Денис Денисов) благополучного семейства, позволяющего себе держать служанку (Елена Ложкина). Следует ее пантомима, из которой ясно, что быт обитателей квартиры налажен и неизменен. Наконец, появляется Грегор Замза, главный герой рассказа Кафки. В его комнате на стене портрет писателя. Он встает с постели, идет в душ, одевается, отправляется на службу. Его играют два актера – Павел Путрик и Игорь Ключников. Первый воплощает тело, второй – голос. Наконец, происходит его превращение в «червя». У Кафки он превращается во что-то непонятное: «с панцирно-твердой спиной, выпуклым животом и многочисленными убого тонкими ножками». В его описании есть тайна, пугающая семейство. Грегор пантомимой выражает физические муки. Как и подобает червю, он лишен душевных страданий (ассистенты по пантомиме Павел Мансуров, Николай Курушев).

Это недалекие, но вполне симпатичные люди: отец (Евгений Тележкин), любящая мать (Тамара Шемпель), сестра, готовая на жертвы во имя брата (Ольга Иванова). Отец вспоминает случай из детства сына, когда он его выставил в холод на балкон. Этот эпизод Кафка описывает в «Письме к отцу» - пронзительной исповеди человека, который любит отца и одновременно его ненавидит.

С семейством происходят различные казусы: уходит служанка, не желающая служить в подобном доме. С внезапными требованиями является Управляющий компании (тот же конферансье), где служит Грегор. Он эксцентричен и вносит некоторое разнообразие в происходящее.

Пока же семейство продолжает страдать от Управляющего, принеся ему в жертву честь дочери. И прочих бытовых неприятностей, от которых хлопается в обморок мамаша, нервничает папаша, страдает сестра. Но вот пришла наниматься новая служанка скромная и кроткая. Перелом происходит с появлением Милены (Александра Жарова). Мгновенно меняются темпо-ритмы. Ураганом врывается эта милая девушка, которой дано имя одной из главных женщин в жизни Кафки – Милены Есенской. Она произносит монолог, в котором соединяются образы Фрейда (вокзал, поезда) и девичьи грезы о верности и любви. Возникает в связи с поездами город Будуёвице, упоминаемый солдатом Швейком. Что же, Грегор - пражанин, отчего бы ему не ездить в Будуёвице? Темпераментная, искренняя актриса срывает заслуженные аплодисменты. Обретет ли чудовище (Грегор Замза) Красавицу (Милену)?

Она входит в комнату Грегора, происходит незамысловатая пантомима, и Грегор обретает прежний вид и, возможно, даже себя. К этому чудесному финалу подготавливают зонги (автор Ася Ширшина), сатирические и патетические, сами по себе неплохие, даже вписывающиеся в контекст данного представления. Знакомая с Кафкой публика недоумевает, но большая ее часть уходит со спектакля, так и не узнав, что Кафка материализовал метафору предельного человеческого одиночества и покинутости. Его герой умер от голода в своей комнате, где семья прятала его от посторонних. А Милена Есенска знала, что их любовь обречена: «У него нигде нет прибежища и приюта…».

Геннадий Тростянецкий – режиссер высокого класса, и труппа театра на Литейном нашла с ним общий язык. Нет сомнения в том, что актеры в состоянии воплотить не только сказку о красавице и чудовище, но и истинного Кафку.

Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
430
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2090
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
7130
Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Владимир Дудин

Премьера спектакля "КвинПикS" состоялась в Театре кукол Республики Карелия

0
3290

Другие новости